paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Music:

Дело о Малере и Брукнере в БЗК

Дело в том, что брукнеровские мотеты, исполненные в БЗК на следующий день Государственной академической симфонической капеллой России (худрук и дирижер Валерий Полянский), являлись словно бы продолжением перспективы, намеченной накануне. Антон Брукнер многим обязан и Шуберту и Моцарту. его небольшие хоровые пьесы, написанные в разные годы, оказываются объединёнными в цикл, что "Stabat Mater", "отражают верования Брукнера - преданного католика" (из буклета). Хоровое пение Брукнер решает как симфоническое, средствами, более подходящими для созданий оркестровых произведений, из-за чего Капелла звучит изысканно и разнообразно. И когда начинает звучать орган, возникает ещё одна, дополнительная плоскость-рама. Аккуратная и тактичная работа, состоящая словно бы из слайдов, из музыкальной нарезки, когда невозможно воспарить - только ты начинаешь разгоняться во внутреннем движении, а мотет уже исчерпался, закончился и нужно разгоняться наново. Дирижёр берёт паузу, даёт сигнал и, о, чудо, "Уста праведника изрекают премудрость, И язык его говорит истину. Закон Бога его в сердце его. И не преткнуться стопы его. Аллелуйя!
После перерыва звучит Пятая Симфония Густава Малера, интерпретации которой выпекаются постоянно. Нынешняя оказалась тяжеловесной и осадистой, похожей на медленно погружающийся в пучину морскую "Титаник". Когда большая часть железного айсберга исчезла под водой, ну, или за линией горизонта, продолжая звучать оттуда, из невидимой параллельности.
Полянский со товарищи попробовали найти прозрачность во внутренних озёрах Пятой. Причем, не только в кружевном и постоянно будто бы испаряющемся Адажиетто (четвертая часть Пятой стала отдельным шлягером не только из-за использования Висконти в "Смерти в Венеции"), но и на случающихся внутри Скерцо и Рондо-Финале солнечных опушках, очищенных от меди. Малер особенно хорош и доступен там, где его устремления похожи на стилизаторские; там, где он забывает про звуковые и духоборческие эксперименты и накидывает несколько абзацев чистого, льющегося растительным маслом, смычкового звучания. Ради этих эпизодов ему можно простить весь модернистский пафос и изломы, загромождающие вход на территорию безмятежности и гармонии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments