paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Music:

Дело о Шуберте, Перголези и Моцарте в БЗК

Дело в том, что совместную программу Московского камерного хора и "Виртуозов Москвы" выстроили в обратной временной перспективе - начали со Второй Мессы Шуберта, продолжили моцартовским мотетом "Exsultate, jubilate" для сопрано и камерного оркестра, закончили, после антракта, полнометражной "Stabat Mater" Джоаванни Баттиста Перголези. Дирижер Владимир Минин. Начали с хрустальной Шубертовской ясности, достигая иного уровня прозрачности в небольшой моцартовской пьесе, где развернула красоты своей техничности сопрано Альбина Шагимуратова. Концерт и вышел весь про поиски прозрачности звучания, осуществляемого через музыку разных эпох и разных композиторов. Барокко, классицизм и романтики создавали опусы с разным соотношением чистоты и тайны. Казалось бы, у Шуберта, погрязшего в двоемирии и эскапизме, прозрачность должна отсутствовать напрочь, ан нет, именно по-ангельски красивая и простая Месса оказалась оптимально очищенной от всего лишнего, личного. Оказалось, что человеческий голос (хор и солисты - бас Дмитрия Белосельского, тенор Бориса Молчанова и меццо-сопрано Олеси Петровой) в пьесах Шуберта и, затем, Перголези оказываются главными проводниками чистоты, идеального, очищенного звучания, которое музыка лишь обрамляет, оттеняет плотностью и насыщенностью звука, едва ли не материальной.
Шуберт звучал стилистической нормой, точкой отсчета. Барочные изгибы Перголези и Моцарта выглядели стилизацией - вы видели новый фасад гостиницы Москва? Отчего он кажется каким-то игрушечным и мелкоскопическим? Казалось бы, воспроизвели особенности подлинника в масштабе 1:1, ан нет, на фоне отреставрированного Кремля и окрестностей, новая "Москва" выглядит ещё одним павильоном столичного "Диснейленда". Отчего так?
Только в Шуберте казалось возможным достичь мгновений полной отрешённости и соединения с видениями, порождаемыми музыкой - как если за спиной у тебя парашют, ты только что приземлился, ударился о землю и тебя всё ещё оттаскивает инерцией полёта назад и чуть вверх. Такое вот двоемирие - когда разрываешься между переключением фар дальнего видения, когда смотришь и ничего не видишь и тем, что вокруг; тем, что требует сфокусировать зрение, совпасть с ситуацией симфонического концерта и своим собственным сознанием - зрители, звонки мобильных, скрип кресел в ложе и соседская девочка, теребящая в руках игрушечную сумочку. Очень хотелось сказать ей, что сумочка мешает ей слушать, когда звучит Моцарт руки должны быть свободными. Ведь они, ладони, тоже слушают.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments