paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:

Дело о "Грузе-200"

Дело в том, что мысли о Ане странным образом наложились на труположество из фильма и на крикливое обсуждение после, где за свои неснятые фильмы неистово рвал глотку режиссер Смирнов, обнаруживая вполне узнаваемые Дунины прихваты (гипертрофированная истерика на пустом месте, рыбий глаз, ощущение святости и правоты собственной). Я много думаю теперь об Анне, о том что если это самоубийство, то что же тогда между ней и Мишей было, могло быть - не в смысле злаполучного вечера, а вообще, когда копится и не может пройти, когда обида мутирует в месть. Узнаем ли мы правду да и нужна ли она? Жизнь сильнее искусства и искусственности, жизнь легко обрывает не только сюжетные линии и рассеивает смыслы...

Фильм Балабанова пустопорожний, лишённый содержания. Напрочь. Это, кстати, и делает его притчей, которую каждый наполняет своим содержанием и толкует по своему. Балабанов уже давно конструирует некие отвлеченные конструкции, маскируя их реальностью, из-за чего народ впадает в ступор. Но там нет ни реальности, ни современности, там нет вообще ничего, кроме ровной ряски, которую нужно прокалывать в эмоциональных местах для того, чтобы завести механизм. Для того, чтобы он начал работать.

Конструкт очень простой: разные персонажи олицетворяют разные грани страны. Мама у телевизора - родина, насилуемая девочка - народ, которого ебут, сваливая трупы погибших солдат в койку, допуская до тела блатной элемент, спаивая его и сводя с ума, а народ всё терпит. Терпит и пьет, плачет, размазывая сопли и... и всё...

Если убрать из фильма две или три шокирующих эпизода, которые выглядят вставными новеллами, получится выцветшая фотография (оператор и в правду выше всяких похвал), статичная картинка. Получится очередная "Маленькая Вера". Но Балабанов режиссер амбициозный, ему важно картинку насытить жизнью и оживить. Как Дель Торо какой-нибудь или Линч. Там много и Линча и Демме с "Ягнятами", только в отличае от западной работы, тонкой выделки, Балабанов давит варварством: мы и ихних маняков переманьячим, и метафизику переметафизичим, грязь перегрязним. Пьянство перепьянствуем. Удаль унтер-офицерской вдовы, которая ни в чём не знает удержу. Без нагнетания "правильного" (драматургического) напряжения, лобовыми ходами, когда картина рассыпается на чреду отдельных эпизодов. Оставляя ощущение недоваренности. Недоделанности. Что тоже есть, может быть стилем - "Брат" и "Брат2" точно так же казались снятыми по быстрому, и, оттого, сырыми. Балабанов думает, что эта самая недоваренность рифмуется с правдивостью: де, вот оно, неустоявшееся сырое сырьё, воняющее из-под приоткрытой крышки гроба.

Балабанов очень Достоевский персонаж, именно поэтому его вместил в себя Питер. А я сидел и думал: зачем вообще нужны эти шокирующие сцены? То есть, какую функцию они несут, если учесть, что фильм имеет совершенно хладнокровное строение, выдавая в Балабанова ученика и последователя концептуальных сорокинских страшилок, существующих только на бумаге. Лет 15 назад я написал текст, в котором называл Сорокина религиозным писателем и надо мной тогда посмеялись. А Балабанов продолжает, может быть, самую важную сорокинскую тему богооставленности. Но делает это топорно и лобово - как в агитке, как в комиксе, как лубке про Бову Королевича - чтобы самого последнего-распоследнего достало..

Балабанов делает вид, что ему это доставание важно... А ему ничего неважно из того, что вовне. У него самого внутри всё кипит и пенится, что мама дорогая. И ты понимаешь, что возникает некое противоречие между хладнокровной просчитанностью и надрывистой торговлей пафосом, ведь болью за судьбы отчизны можно списать и спасти любой декаданс, любую внутреннюю патологию, любой внутренний надрыв, который мешает жить. Режиссер Смирнов был прав, назвав Балабанова героем и мужественным человеком, ибо не каждый способен вывести на экран своих тараканов и мух. Прикрываясь, при этом, Думой о Главном или находя в Думах о Главном форму для прикрытия своих фобий, маний и акцентуаций.

Впрочем, что уж такого героического, если подумать? Каждый режиссер работает и снимает из себя, и, конечно, про себя и о себе, нет, разве? Так пародист Песков кривляется в женской одежде только потому что ему нравится надевать яркую женскую одежду и мазаться гримом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments