paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о "Повороте винта" Бриттена в театре "Амадей"

Дело в том, что успех предприятия заключён в месте проведения спектакля. Любительский театр "Амадей" показывает спектакли в доме-музее Алексея Толстого. Старинный особняк этот менее известен, чем особняк Рябушинского, куда советская власть поселила Максима Горького, хотя и находятся два музея по соседству - автор "Аэлиты" и "Петра Первого" жил на задах усадьбы главного буревестника революции. Теперь это - замшелый, потрепанный длительным отсутствием ремонта дом, где в гостиной второго этажа время от времени проходят оперные представления. Стены эти (большой зал с колонами, за которым разместился камерный оркестр, неправильной формы комната, в которой происходят некоторые эпизоды оперы, всё это способно придать неизбывный привкус утренника любому мероприятию, тем более, любительской попытке игры в оперу.
Но случается едва ли не чудо - облезлые стены с прокопчёнными старинными картинами очень точно ложатся на атмосферу загородного поместья Блай, графства Эссексес на востоке Англии, где по своеволию сначала Генри Джеймса, а затем и Бенджамина Бриттена происходит действие готической истории о призраках и приведениях. А кубатура небольшого (по театральным меркам) помещения наполняется звуками и вибрациями так, что пение и оркестр проникают внутрь, отрывая от паркета, заставляя без остатка погрузиться в борьбу слабосильной гувернантки за души Майлса и Флоры.
От этого попадания в "гений места" не отвлекают приемы полусамодеятельного театра, отсутствие декораций (чем проще и чем ближе к "концертному исполнению", тем лучше), несколько разноцветных фонарей, прикрепленных к стенам скотчем, нагнетающих суггестию длинными тенями персонажей и предметов, убогий реквизит "из подбора. Режиссерское прочтение, наконец (Олег Митрофанов). Все это, странным образом, действует в плюс - как современная частнособственническая инициатива наших современников, поддержавших дело частной оперной труппы, организованной Бриттеном для исполнения своих камерных опер. Тем более, что играют (дирижер Денис Базанов) с правильной толикой инфернальной отстранённости, необходимой для создания нужной "Повороту винта" атмосферы, а поют хорошими голосами, адекватными времени и месту, с хорошо поставленной дикцией.
Для оперы, литературной в квадрате, чьё либретто написано "презренной прозой" дикция певцов оказывается едва ли не определяющим фактором успеха. И очень важно, что именно сложнейшая партитура "Поворота винта" в любительском театре "Амадей" оказывается едва ли не первым спектаклем в моей слушательской истории, где все слова понятны. От первого до последнего.
Тем более, что "Амадей", рассчитанный на два десятка зрителей, - единственное сегодня место в Москве, где можно послушать вживую оперу Бриттена.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments