paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:

Дело о Бриттене (4)

Дело в том, что если русские (или, к примеру, немецкие) композиторы, как правило, «прозаики», то Бриттен, безусловно, поэт. Достаточно посмотреть на список его произведений, в котором порядковые номера присущи только скрипичных квартетам (всего три) и виолончельным сюитам (тоже три). Единица измерения творческого времени Прокофьева и Шостаковича – симфонии, перемежающиеся эпическими операми и балетами –крупноформатными эпосами.
У Бриттена ритм творческой жизни задают оперы, которые правильнее всего было бы уподобить поэмам (они, чаще, и основываются на поэтических источниках, а даже если и используют в качестве либретто адаптации прозы, то инструментуются небольшие повести и рассказы – «Поворот винта», «Смерть в Венеции»).
Значит, вокальные циклы, хоры и песни, оратории, кантаты и антемы легко уподобляются поэтических циклам, отдельным лирическим «сборникам», которые и создают промежутки и протяжённости между операми-поэмами, операми-вехами.

***
Ассиметричность, смещённость смыслового центра, свойственная музыке Бенджамина Бриттена, отражается и в реестре опусов, где симфоний всего несколько и каждая из них лишена порядкового номера, но зато имеет своё особое название – «Простая» (для струнного оркестра), «Весенняя» (для солистов, смешенного хора, хора мальчиков и оркестра), «Виолончельная» (для виолончели и оркестра) или же попросту «Симфониетта».
Сольных концертов (для скрипки и оркестра, фортепиано и оркестра, виолончели и оркестра) тоже всего несколько, системы на уровне формальных рифм не построишь, здесь важны внутренние лейтмотивные переклички, ну, да, как в мобиле каком.

***
Но даже внутри оперного списка нет и не может быть единства: все они словно бы надёрганы из разных сфер. Об этой особенности пишет Людмила Ковнацкая в книге «Бенджамин Бриттен» («Советский композитор», 1974, стр 327): «Каждая из них словно продолжает какую-либо традицию мирового оперного искусства, опирается на классические образцы или соприкасается с современными исканиями в этом жанре. Так, если «Питер Граймс» представляет собой реалистическую музыкальную драму, то «Альберт Херринг» примыкает к линии» Фальстафа» - «Джанни Скикки» (но, естественно, с усилением национального колорита, в комическом жанре всегда ярче проявляющегося), «Поворот винта» ближе к экспрессионистической драме, а «Поругание Лукреции» перекликается с оперой-ораторией Стравинского «Царь Эдип»…»
Вызванные жизненной необходимостью камерные спектакли, оказываются очередным шагом развития жанра: умный человек тот, кто имеет превращать минусы в плюсы.
Бриттен: «Малая оперная форма находится в таком же отношении к большой как струнный квартет к симфоническому оркестру. Моя заветная мечта – создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам…»

***
Пушкин: «Англия есть отечество карикатуры и пародии. Всякое замечательное происшествие подаёт повод к сатирической картине; всякое сочинение, ознаменованное успехом, попадает под пародию. Искусство подделываться под слог известных писателей доведено в Англии до совершенства…»
Несмотря на то, что в юности Бриттен сотрудничал с «окфордцами», поэтами, полемически заостренными по отношению к Элиоту, сам он оказывается самым что ни на есть последовательным последователем отношения Элиота к традиции, когда без работы (осмысления, преодоления и продолжения) классического наследия невозможно стать наследником.
Постоянное вышивание на полях перселловских рукописей, призванное сшить музыкальную реальность XVIII и XX веков, отменив «глубокий обморок» молчания между, делает Бриттена едва ли не первым (главным) продолжателем барочной традиции.
Он подхватывает это странное, вымороченное искусство спустя несколько столетий, вплетая барочные завитушки в опыт современной музыки, повторяя и развивая ходы, которые более уже невозможны (даже если ты и делаешь вид, что трёх веков пропасти как не бывало), которые сегодня звучат как обломки разбившегося о скалы корабля, прибитые прибоем к берегу. Полнозвучные обломки некогда цельной, собранной воедино картины…
Tags: НМ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments