paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о Бахе и Телемане в БЗК

Дело в том, что Амстердамский барочный оркестр и хор под руководством Тона Коопмана считается одним из ведущих мировых исполнителей, играющих старинную музыку (Моцарт в репертуаре голландцев самый актуальный композитор) в аутентичной манере. То есть, соблюдая особенности исполнительства в ту эпоху, когда это музыка ибыла написана. На старинных инструментах и жильных струнах, в адекватной времени барокко сдержанности и отстранённости.
Несмотря на то, что обе исполняемые оратории переполнены экзальтированными страстями - как "Воскресение и вознесение Иисуса" Телемана, так и баховская "Я много горя претерпел...", музыка эта действует умиротворяюще; впадаешь в сладкий, солнечо-соннный послеобеденный транс, боковым зрением отмечая чередование солистов на авансцене.
Чёткость исполнения, точность баланса. Полуденная уравновешенность – голосов и инструментов, но главное – интерпретации будто бы лишённой интерпретации. Так прозрачный лак реставратора лишает закопченное полотно в массивной золочёной раме, временных напластований и довлеющих над рисунком крокелюров.
Нужно ли говорить, что аутентизм, представляющий совсем иной модус чувствования, сублимированный, сокрытый, оказывается странно современным. Остранение здесь рифмуется с постмодернистской стилизацией, которой все время не хватает какого-то заключительного усилия для того, чтобы стать чем-то подлинным и незаемным. Гандикап: сделав бессчётное количество кругов развития, изощрённый слух требует возвращения к экологически чистым первоисточникам. Хотя даже здесь, невооруженным ухом, отчётливо фиксируешь разницу между светским, изо всех сил разукрашенным Телеманом и намеренно простым, но бесконечно глубоким Иоганном-Себастьяном.
Инструменты-то старые, а голоса солистов и хора - самые что ни на есть современные, поют по-старинному, но наши с вами современники. Сопрано (Дебора Йорк), альт (Богна Бартош), тенор (Тильмон Лихди) и бас (Клаус Мертенс), более похожий на баритон. Но и современники же эту музыку слушают, норовя хлопать исполнителям после каждого сольного выступления (совсем как в опере). Звучит так же нелепо как аплодисменты в самолете при успешном приземлении. Отправить бы всех этих хлопальщиков, не позволяющих погрузиться в кастальские игры, в беспосадочный полёт куда-нибудь на северный полюс! Исполнители стараются изо всех сил не замечать специфики российской публики, которая вот так, невзначай, ставит крест на всей этой тщательно выстраиваемой аутентичности.
Tags: НМ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments