paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Music:

Дело об опере Иоганна Маттезона "Борис Годунов"

Дело в том, что нынешний "Борис Годунов" - аутентичная барочная опера, написанная в 1710 году, как сказали со сцены, первая в истории мирового искусства опера на русские темы. Камерный оркестр с двумя клавесинами. Музыканты в чёрных шёлковых рубашках сгруппировались в левом углу запаянной оркестровой ямы (они сидят на уровне зрителей партера), создавая изысканную асимметрию в противовес симметрии барокко.

Сцена: пустой чёрный карман с красными подставками для оживающих всё время "статуй"-аллегорий, отвечающих за танца в этом жанре балет-опера (Барочный Балет Анжолини). Аллегории в ярко-алых нарядах в масках. Красное - символ страсти, эротики, России. Аллегории исполняют артисты миманса, их партии статичны, движения минимальны и замедленны, приближенные к условностям "марлезонского балета" намекают на статичность и неразработанность барочного балета: чаще живые картины чем законченные образы. Исключением - общие композиции, когда все статуи собираются в единое тело, окружая кого-то из солирующих певцов (демонстрацией подсознания сдержанной, подавленной чувственности) или выстраиваются вряд наподобие скульптур в "Летнем саду". Аутентичность барочного театра восстановить невозможно, нынешняя постановка лишь намекает на "правильную" расстановку сил, это ещё даже не стилизацию, но игра - даже не в классику (Иоганна Маттезона при всем желании классиком не назовёшь, банальное барокко), но, скорее, в бисер. Причем, не в гессевском смысле.

Артисты разодеты в парчу и перья, наподобие драгкуин: эстетика гей-кабаре странно накладывается на привкус барокко, наполняя чёрный карман чем-то избыточно порочным, перверсивным даже - все эти статичные позы, долго сдерживаемая чувственность, охлаждаемая клавесином, чей звук - хруст поленьев в камине (на этот хруст накладывается постоянное щелканье затворов фотографов, клавесином номер два). Мы привыкли что барокко - комфортный фон, музыкальные обои, а тут впадаешь в медитацию, пытаясь расплести узелки совершенно статичной внутри себя музыки. То есть, понятно, что иной модус чувствования, иное мироощущение, зажатое кринолинами в немытых телах, где всё - условная условность. Но - странным образом, барочная условность накладывается на авангардную театральную условность, выделяющую из реальности несколько опорных символов-сигналов и закручивающая опусы вокруг них.

Так и тут, хотя солистам, которых вслед за "балетом" (голосовая и музыкальная культура оказывается более разработанной и размятой, чем культура тела, отдающая всю экспрессию скульптуре и живописи) приходится принимать статичные, фронтальные мизансцены (разрешено работать только кистями рук) многим сложно НЕ ИГРАТЬ ироническое и дистанцированное отношение к персонажам и происходящему.
Мой автор написал, что миманс, на контрасте, изображает истинность чувств поющих протагонистов (они-то подвижны, в отличие от певцов), однако же мне показалось, что вскрытие приёма происходит не на сцене, а в ополовиненной оркестровой яме, где музыканты Оркестра Екатерины Великой играют преувеличенно экспрессивно, с превеликими и самоигральным энтузиазмом (когда выразительная спина первой скрипки или второго клавесина особый спектакль в спектакле) - им, вроде как, не нужно играть в эту самую барочную сдержанность, нарочитость, искусственность, замороченность - они такие нормальные современные музыканты, играющие самих себя. Тем сильнее оказывается контраст между. Не знаю, как выглядело представление в Эрмитажном театре, где прошли первые показы, но в "Новой опере" с гербом Москвы на рамке сцены опера на немецком выглядела изысканной, механической безделушкой. Изысканной, но оставляющей безучастной - как тот самый камень с именем на незнакомом языке...

Бонус
Текст не мой. Мой заголовок

12:36, 2 ноября 2007

Не Мусоргский


Не Мусоргский

26 октября в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялась российская премьера барочной оперы немецкого музыкального критика и композитора Иоганна Маттезона «Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон». Сегодня в театре «Новая опера» состоится московский показ спектакля, осуществленного при поддержке известного бизнесмена Михаила Прохорова и попечительстве директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Подробнее…

все новости

Tags: НМ, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments