paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о Шумане и Шуберте

Дело в том, что, вот, допустим, рядом два композитора, Шуман и Шуберт, хотя Шуман чуть моложе и знал музыку Шуберта, но они у меня ещё со времен музыкальной школы, с занятий по музлитературе шли как левое и правое, но пока не доходило до дела. А тут купил комплекты симфоний первого и второго и запараллелил в изучении. И оказалось, что совершенно нет ничего общего, кроме романтизма и всей этой грозовой и переменной облачности в звучании. Шуберт, конечно, много глубже, трагичнее звучит - его складки более размашисты и похожи на трещины, несмотря на общую бархатность, велюровость звучания - есть ещё такие фотографии и кадры в фильмах, когда без виража и особой матовости достигается рождественскость светового излучения - ну, например, как в первом кадре "Хрусталёв, машину", если кто понимает о чём я.

Интересно, что глубина Шуберта связана с законченностью и проработанностью мелодии, её цельностью и выразительностью. У Шумана мелодия менее выражена, складочки совсем какие-то неамплитудные, из-за чего он постоянно подмешивает (особенно в начала и концы частей, в швы) густую такую риторику 0- с полнозвучностью оркестра, со всей этой празднично-надраенной медью, то есть через сугубо внешние аффекты.

Хотя комплект Шумана записан Баренбоймом (с Берлинским государственной капеллы) и в 2003, тогда как симфонии Шумана записывались с 63го по 75м Карлом Бёмом с Берлинским филармоническим. Вот и думай, где и что тут от композитора, где и что - от дирижёра, что от оркестра, что от качества записи и ремастеринга, стерео-шмерио, петтинг-маркетиннг, на весах не взвесить, не замерить, не получится - нарисуем, будем жить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments