paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:
  • Music:

Еще один мемуар

К предыдущему посту. Ну, да, про всесильность литры.

Не понятно - толи жизнь по её законам строится, толи она - по законам жизни. Но параллели можно проводить просто потрясающие: любые жизненные явления легко находят аналоги в структуре - жанров, как мы их раньше называли, или - дискурсов - как мы их величаем нынче.

Пива попить - особый жанр, обладающий (совсем по Бахтину) своей памятью. Или, ну, там, любовные игры. Или служебные сюжеты. Или какие метафизические... Или просто у телевизора посидеть: осознаешь, во-первых, что это уже было (и не только с тобой), а, во-вторых, что ты (поэтому) являешься персонажем некоего текста, обладающего определенной структурой.

Мы это поняли с Айваром ещё в университете, после активных занятий по теории литры (препо-давательница у нас была очень милая, её все в университете жаждали почему-то), когда шли по центральной торговой улице города, обычный наш ежедневный моцион, и кто-то из нас, в какое-то мгновение включал романное пространство, то есть нужно было просто произнести эти слова, и мир точно надевал невидимую раму остранения - отныне, всё что случалось с нами по дороге, всё, что возникало перед нами, воспринималось нами как текст.

Самое поразительное, что формула романного пространства автоматически повышала семиотическую и сюжетную активность окружающей действительности. Сразу же навстречу начинали попадаться колоритные типы, чудаки, городские сумасшедшие, знакомые, и прочая, и прочая, и прочая...

Особенно запараллеленость литры и жизни касается описания нарративных структур - жизнь как и хорошая проза не терпит пустоты, невнятных лирических потоков, и требует жёсткой организации сюжета. Именно поэтому мы всё время пытаемся втискивать те или иные наши жизненные и социальные роли - в уже готовые клише памяти жанров.
Именно на этой мысли был построен мой любимый сериал "Dream on" ("Как в кино" на "СТС", павший жертвой сентрябрской лихорадки).
- потому что сюжет - это элемент усреднения, необхлдимый для наведения коммуникативных мостов, место встречи, конвенция. Ибо если ты не будешь опознан с точки зрения "общих мест", то не будет и правильно прочитан. Нужны элементы общности, которые считывались всеми бы как нечто понятное - тебе, мне, всем.

И тд, и тп + оо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments