paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о "Подвигах Диомеда", пятой песне "Илиады"

Дело в том, что завязалась кровавая битва. Военные действия описываются как череда смертей, кто как умер. Неприятнее всего получилось с Фереклом, самого, между прочим, известного зодчего, «мужа, которого руки во всяком искусстве Опытны были; его безразмерно любила Паллада»:

Быстро в десное стегно поразил копием и глубоко,
Прямо в пузырь под лобковую костью, проникнуло жало:
С воем он пал на колена, и падшего Смерть осенила… (66)


Бесчинствует Диомед, которому помогает Афина, наделяя его возможностью видеть не только людей, но и богов, а Афродита мешает погубить Энея. Что приводит разгорячённого война в гнев:

Скройся, Зевесова дочь! Удалися от брани и боя.
Или ещё не довольно, что слабых ты жен обольщаешь?
Если же смеешь и в брань ты вмешаться, вперёд, я надеюсь,
Ты ужаснёшься, когда и название брани услышишь… (358)


Короче, залупился; переубивал и зашугал всех. И кони смешались, и люди. Список жертв (описание битвы) растянулся на страницы – пятая, пока что, самая длинная и самая динамичная. Монологи и диалоги тут в меньшинстве, периоды растягиваются. Тидид (он же Диомед), между тем, прекрасен:

Лев распалённый назад, чрез высокую скачет ограду –
Так распалённый Тидид меж троян ворвался, могучий. (142)


Аполлон сооружает голограмму Энея, принимающую на себя все удары, Гера явилась ахейцам под видом Стентора, а Арей проник к троянцам под видом Акамоса, предводителя фраков. Только Диомеду и стало понятно, кто помогает Гектору, отчего это Гектор вдруг стал точен и неуязвим. И тогда к нему приходит Афина и говорит: «Не сцы, парниша, прорвёмся!», и они прорываются.
Невозможно остаться внимательным на протяжении всех строк. Механика чтения такова: периоды «Илиады» содержат чуть более двух десятков стихов; каждое начало очередного периода кажется (в силу выделенности) ударным; внимание концентрируется на начале, тем более, что и Гомер обычно выносит в начало каждого периода ударные информационные конструкции. Дальше внимание начинает рассеиваться – то есть, всё больше и больше расходится между написанным-прочитанным и тем, что параллельно совершается в голове читателя. Воспринималка, убаюканная ритмом и подробностями, перестаёт фиксироваться на каждом слове и уносится всё дальше и дальше от реалий текста, необходимо усилие дабы вновь вернуться в строй. Совпасть.
Для этого ты переходишь на голос. Чтение вслух помогает совпадению зрачка, голоса и воспринималки, синхронизирует их работу. Голос предполагает слушателя. Хочется читать «Илиаду» не себе, но кому-то.

Сколько черна и угрюма от облаков кажется мрачность,
Если неистово дышащий, знойный воздвигнется ветер,-
Взору Тидида таков показался, кровью покрытый,
Медный Арей, с облаками идущий к пространному небу. 564


Слово песни – воеватель.
Tags: Илиада
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments