paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Дело о «Сон. Беотия или Перечень кораблей», второй песне «Илиады»

Дело в том, что концептуальной акции не получилось: я не уснул на середине списка, дочитав список кораблей и предводителей ахейцев до конца. Более того, я проглотил на одном дыхании и бонус в виде списка соратников троянцев, благо их на порядок меньше. Концептуалисты приучили нас к тому, что тексты могут быть монотонными и сам этот ритм способен задавать монотонность структурным однообразием и повторением лейтмотивов. В списке кораблей таковыми является указание на количество кораблей тех или иных областей и родов, всего, если на глазок, где-то около тысячи или даже больше. Странно представить всю эту корабельную суету возле троянского берега, более подходящую современному порту, а если учесть, что осада Трои продолжается уже десять лет, то интересно как вся эта орава жила и кормилась, всё время в походных условиях? Как был обеспечен их быт-тыл? Как была налажена канализация и прочая инфраструктура? Обычно дотошный до мелочей сказитель, во многих строфах описывающий щит Ахиллеса, об этом умалчивает.
Гомер и паруса приучают к смирению, постоянно приходится сбрасывать скорость, чтобы не скользить курсором зрачка поверх волн строк. Зато думать свою думу это волнообразие не мешает, всё время ловишь себя на том, что мысль отрывается от текста и начинает блуждать-блудить вокруг да около. Прямо как во время симфонических концертов – точно тот же эффект глубинного погружения, когда opera выполняет функцию рамы, обрамляющей тебя самого. Типа, способ самопознания.
Приходится вновь насильно переключать скорость и приводить механизм восприятия в соответствии с темпом текста. И тогда обращаешь внимание, что важной темой для Гомера является «гносеологическая гнусность», заблуждение наскакивает на заблуждение и заблуждением погоняет. Совы опять, который раз, кажутся не тем, чем являются. Все основные (судьбоносные) события происходит из-за неправильных трактовок и не-пониманий. Для того, чтобы отомстить Агамемнону, обидевшему Ахилла, Зевс насылает на него обманный сон о победе; в свою очередь Агамемнон, пытаясь проверить боевую готовность войска предлагает снять осаду (хотя все хорошо знают о предсказании – де, осталось-то всего ничего) и отплыть по домам. И все воспринимают его предложение с энтузиазмом.
Все знают о предсказании (Троя падет на десятый год), но как-то едва ли не намеренно забывают об этом в пылу и пыли повседневности. То есть, предсказания постоянно подвергаются сомнениям, несмотря на то, что неуклонно сбываются. Каждый хочет избежать судьбы, перепрыгнуть через неё, преодолеть, каждый обжигается, раскаиваясь на смертном одре. Очень уж по-человечьи.

Слово песни – ратоборство, ратоборец (прикольно, что винд не подчёркивает эти слова красным, сл-но, оно есть в словаре?)
Tags: Илиада
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments