paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о Музее Маркина

Дело в том, что в музей Маркина я пришел со своим приятелем, одним из самых толковых и лучших коллекционеров современного искусства, еле затащил. Приятель был уже второй раз и его практически пришлось затаскивать, настолько сильно он упирался. Так ему не понравились, возмутили просто экспозиционные принципы Маркина - "шпалерная развеска" и отсутствие табличек. Пришлось объяснить товарищу, что Маркин находится под большим воздействием тезиса Бориса Гройса о том, что искусство - это [прежде всего] подпись, что наши мозги совершенно несвободны от маркировки, что сначала мы читаем табличку с именем и фамилией автора, а уже потом, предвзято воспринимаем саму работу. И даже если работа не подписана, то узнаваемый стиль, стиль-бренд направляет наше восприятие в определенном направлении.

От узнаваемости стиля избавить своих любимцев Маркин не в состоянии, 95% работ вполне узнаваемы, в этом, кстати, большой плюс нашим художникам, выработавшим вполне узнаваемые манеры, когда в отсутствии классических работ стиль узнаётся с первого взгляда. Впрочем, узнаваемость не равна знаку качества, скажем, я не очень люблю Тимура Новикова, но узнать его так же легко, как Кошлякова или Звездочётова, не говоря уже о Кабакове или Булатове (кстати, Булатов и Файбрисович у Маркина первоклассные, впрочем, как и Пивоваров и много еще кто), другое дело, что освободив экспозицию от "литературной программы" и нагрузив её милыми чудачествами, типа голосовалок за самые приятные и неприятные работы (я так и не смог проголосовать против кого бы то ни было, унес наклейку домой) или туалета в виде книги отзывов, Маркин предлагает чистую радость зрения, не отягощенного рефлексией и знанием. Маркин превращает музей в развлечение, в приключение, в аттракцион. Идеальное, между прочим, место для свиданий с девушками, которые начинают млеть, вопрошать о смыслах, а в закутке с инсталляцией Бродского (перекочевавшая с "Дневника художника", где шарманка с городом, утопающем в снеге потерялась из-за большого, гулкого зала, наконец, обрела правильное экспозиционное решение, и оттого заиграла дополнительными качествами), где нет света и играет меланхолическая мелодия, девушка готова раздеться и дать прямо здесь, за шторкой - если бы сам не увидел, не почувствовал бы, то никогда не поверил. Московские девушки они такие, да...

Маркин предлагает воспринимать искусство не умом, но сердцем, точнее, глазами, которые растут не из извилин, но из органов чувств, конкурируют между собой не имена и места в учебнике истории искусств, но сами объекты - здесь, де, Родос, здесь и прыгай. Конечно, не у всех получается. Мы, например, с моим товарищем заспорили о правомерности выделения целого непропорционального закутка для графики Лиона. Я к Лиону нормально отношусь, ничуть не хуже и не лучше других, а приятель мой стоял на смерть, мол, замени Лиона Калиновским будет ничуть не хуже, а то и лучше. Фишка в том, что мой приятель обладает значительной коллекцией Калиновского, оттого и пристрастен. А на общем фоне взвешенный неоакадемизм Лиона ничуть не потерялся, поддержанный размытой монументальностью Кошлякова он зазвучал по особому, так что дело вкуса, есть у Маркина пунктик по поводу Леона - воевал, имеет право. Просто мы привыкли к тому, что слово "Музей" ко многому обязывает. Но если посмотреть на то, как висели картины у того же Третьякова дома (еще до того момента, как он построил здание галереи в Лаврушинском), там каша ничуть не путаннее маркинской получается.

и еще важный момент. Музей этот рассчитан на молодых - на ту самую публику, что весь февраль-март активно тусила на Винзаводе и карабкалась на башню Федераций. Подсели молодые на комфортное проведение досуга, поняли, что современное искусство может приносить не только скуку, но и радость, захотелось больше. Захотелось, получайте. Точка выбрана стратегически крайне правильно - место прогулок, самый центр, еще пара таких мест и жизнь удалась. А, вообще-то, мы с нашей критикой подзажрались. Сев после музея в ресторане, мы стали перечислять осноные события этого художественного сезона - сколько открыли нового - Винзавод, фонд Екатерина, галерея "Победа, Маркин, Биеннале, Филонов, Модильяни, ГЦСИ работает, филиалы Церетелевского музея, если такими темпами современное искусство будет отвоевывать места и участки у неизбывного московского хаоса, то город должен обязательно преобразиться. Ибо количество всегда переходит в качество. А Маркину, конечно, уважуха и почот, богоугодное дело воспитания нравов, устремленность в будущее и исторический оптимизм - это не чартер девок в Куршавель вывозить. Живет такой парень и не стоит село без праведника.

ЗЫ
Сегодня, кстати, ровно шесть лет моему ЖЖ, что делать дальше не знаю, хочется как-то изменить форму, но вот как изменить пока не придумал... а может того, хватит публичности?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments