paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело для Вари

Дело в том, что Варя попросила в комментах про современную поэзию порассуждать, ибо непонятно. Я очень хорошо понимаю Варю, ибо в современной поэзии всё действительно обстоит самым непонятным образом - "каждый выбирает по себе - женщину, религию, дорогу...", так и в современной поэзии [хм, я понимаю, что больше половины ленты у меня считает себя причастной к современной поэзии, поэтому следует быть осторожнее в высказываниях] каждый из нас волен выбрать ту степень экспериментальности и вариантивности которая его устраивает.

Языковая реальность опережает жизненную. Сначала процессы возникают в языке и в искусстве, а уже потом находят своё укоренение в общественной жизни (как это случилось, например с гласностью или постмодернизмом - о первой мы говорили в 80-е годы, а о втором - в 90-ые, но, по сути, они же наступили только сейчас, с пришествием интернета. Россия - очень медленная страна).

В этом смысле, странность и разность (я бы даже сказал атомарность) современной поэзии как нельзя лучше описывает психологическое состояния современного постиндустриального человека, находящегося на последнем рубеже своей индивидуализации, индивидуальности. "А все такие разные", что человек человеку марсианин.

Кому-то и Асадов, конечно, поэт, но фишка в том, что каждое время (а, особенно, наше нынешнее) оказывается временем всех времен - когда по улице одновременно идут люди из самых разных времен (эпистол). Над кем-то сомкнулись воды 50-х, над кем-то и вовсе - сороковых позапрошлого века и тд. А поэты, в постоянном стремлении построить одну единственную Вавилонскую Башню, эту реальность разницы фиксируют.

Критерии размыты и всё золото, что блестит. Тем более, что очень узок круг этих людей и все друг друга знают. В этом смысле, Варя я бы сравнил ситуацию в поэзии с ситуацией в современной "академической" музыке. Совершенейшая вещь-в-себе, внимание к которой возможно только с участием посредников-толкователей, способных объяснить значимость тех или иных явлений. Прямая красота, подчас, оказывается под запретом и способна сигнализировать лишь о сугубом непрофессионализме.

Тут ведь ещё, помимо прочего, важна сумма знаний, накопленных человечеством. Поэзия структуирована и застроена что высшая математика. И затарена смыслами и предыдущими опытами что философия. Очень важно знать и итожить опыт предшественников. проще простого изобрести очередной велосипед, впадая в зависимость от размера и ритма, каждые из которых, как мы уже хорошо знаем, обладают своим собственным семантическим ореолом.

Поэзия страдает от заштампованности намного больше, чем, скажем, опера. Потому что в музыкальном театре рутина может и не мешать, но являться дополнительным источником эстетического удовольствия (что мы видим на примере недавнего "Бориса Годунова", укорененного в традиции больше, чем нужно), а в поэзии подобные шаги оказываются холостыми - внимание рассеивается и соскальзывает с узенькой дорожке накаканной словами, пытается скользить поверх голов. Вот отчего важны сломы и отступления.

Особенно после Пригова [концептуалистов], вскрывшего пустотную природа авторского назначающего жеста. После Пригова стихам существовать сложнее, чем после Освенцима. Чем даже после Бродского. Ибо Пригов показал, что нахождение внутри традиционных дискурсов, ямбов-хореев схоже с промыслом и вытачиванием матрешек. А поэзия же ведь жива живыми словами, персональными ремами, толкающими стихотворение дальше и дальше.

Последней такой великой и могучей школой (напралением, течением) стал метаметафоризм. Парщиков, Жданов, Аристов, Кутик, Драгомощенко. Честно говоря, моё внутреннее поэтическое развитие замерло на уровне вот этих самых поэтов, позже для меня начинаются разброд и шатание, где главным критерием (это к Вашему вопросу о М. Степановой) убедительности мне кажется степень самостоятельности, самостийности сотворённого мира. Когда текст (поэт), разумеется, учитывает силу земного притяжения и прочей физики (традиции), но, при этом создает совершенно оригинальный внутренний хронотоп. Когда за реальностью его текста возникает некая параллельная реальность - в этом смысле, тексты М. Степановой действительно кажутся интересными.

В этом смысле, современная поэзия - примерно о том же, о чём современная музыка - о поиске и невозможности гармонии.Никакого особого бума я не наблюдаю - в социальном, социологическом смысле поэзия всегда избыточно суетлива и грамогласна, что она может предъявить кроме самой себя? Вот и предъявляет

Бонус
Последний раз я подробно и системно высказывался на темы поэзии в своем тексте "Новые стихи" около десяти лет назад: http://magazines.russ.ru/druzhba/1999/5/bavil.html Тогда ситуация разнобоя и разнообразия, неописуемости неописуемого набирала обороты, но тогда, по крайней мере, скорость развития поэтических процессов совпадала с моей, поэтому я и успевал записывать то, что видел из окна своего поезда. Теперь бы не взялся. Если только для Вас. Но таких ли объяснений, Варя, Вы ждали?
Вот, кстати, и про метаметафоризме, если что: http://www.guelman.ru/slava/writers/bav11.htm
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments