paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о мастерской Андрея Красулина

Дело в том, что для эстетики Красулина важно понятие «Мастерской», буквально все каталоги его работ построены вокруг этого понятия, а одна из самых больших выставок (1998) так и называется «Старая мастерская. Новая мастерская». Сам художник говорит: «Мастерская – женского рода. Это место рождения. Она не терпит невнимания, ревнива к приходящим. Она всегда готова сотрудничать. В ней всё есть. Она и есть главное, или единственное, или лучшее произведение…»
На выставках плотность творения оказывается разреженной, слишком много всего вмешивается – текст накладывается на контекст, на штукатурку белых стен, отчуждающий свет. Только мастерская (в мастерской) возникает концентрат необходимой плотности. Здесь художник живёт, здесь проживает, медитирует, ищет.


Мастерская похожа на театр, в котором разыгрывается драма творения. Холсты стоят, прислонённые друг к дружке, десятки графических листов, свернутых в рулоны, офорты в папках, масса крупных и мелких скульптурных композиций, объектов, набросков, намёков, заготовок. Инструменты, станки, подиумы и подставки, переполненные заготовками, проектами – всё это взаимодействует, разговаривает, струится и трепещет при дневном свете, при свете лампы. В просторные помещения с большими окнами ведёт полутёмный лабиринт, попадаешь в мастерскую и выходишь на свет, словно бы на сцену, где уже давно идёт спектакль, не очень-то заинтересованный в зрителе.
Красулин принципиально не различает процесс и результат, пик и дорогу к вершине, мусор превращается в самодостаточные высказывания. Не заметки, не зарубки, но долгий, насыщенный без перерывов путь – куда? Важна полнота переживания, только она и способна породить иное виденье жизни вокруг. Ибо красоты много, важно уметь увидеть её и извлечь из хаоса. Красота пребывает в глазах смотрящего и рифмуется с правдой – партизанские вылазки на территорию «безобразного» с благородной целью извлечения «образов» заканчиваются отвоёвыванием очередного фрагмента реальности, его очеловечиванием, организацией «места».
Хайдеггер спрашивает: «Собственная суть пространства должна выявиться из него самого. Позволяет ли она ещё и высказать себя?»
Ещё как позволяет. Если умеешь. Точки предельной концентрации «здесь-бытия» (или прямо противоположные им медитации) помогают увидеть сгущение пространства, незримый вихрь, сгущающийся до видимого состояния. И вот когда это происходит, художник прилагает окончательные усилия, извлекая тромб, сгусток, концентрат внутреннего движения и выпускает его на волю.
Хайдеггер отвечает: «Простор и есть высвобождение мест». Красулина больше всего занимает организация пространства. Абстракция его предельно конкретна – она обозначает места гармонического. Так отступившая волна обнажает на дне невидимый доселе рельеф. Так дзенский каллиграф в одно мгновение чертит давно намоленный иероглиф. Так ласточка лепит совершенное по форме гнездо, сообразуясь лишь с собственным инстинктом.
Внезапно некоторая территория возникает из буквального ничего. Соотношение линий и пятен, лишённое литературы, чистым праздником чистого зрения, должно, тем не менее, сообщать примеры гармонического устройства. Вот для чего нужна беспредметность – чтобы уже ничто не отвлекало от сосредоточенности на том, что есть. Чего не было и что вот только что возникло.
Меня всегда интересовало – чем же озабочен абстракционист, создающий предельно отвлечённую композицию? Как возникает именно то, что возникает? Какие интуиции, схожие с композиторскими, заставляют зафиксировать именно это, а не какое-то иное сочетание «звуков», которому веришь и которое находит в тебе отклик. Ведь не каждая же абстракция и нагромождение (или, напротив, отсутствие, разреженность) работают, помогая тебе осознать что-то и в себе тоже.
Красулинская красота не нарочита, она не выпирает, не бросается завоевывать зрителя, но она подаёт примеры параллельного существования, почти на физическом (физиологическом) уровне активизирует в окружающем пространстве точки схлёста. Нахлёста. Когда возникшее с головой накрывает, эхом отзывается, становится веществом и твоего внутреннего опыта тоже.

Бонус
Фоты мастерской: http://paslen.livejournal.com/506957.html?nc=16
Tags: Люся, искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments