paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о "Невидимках" Чака Паланика


Дело в том, что все романы Паланика, в сущности, оказываются об одном и том же - сквозные темы и лейтмотивы прошивают его книги и на мета-уровне. Норма и её варианты и нарушения, язык социальной жизни и языки жизни вообще, норма и есть проявление социального языка. Все прочитанные мной романы Паланика забочены поисками богатства и разрывом, который существует между богатыми и бедными. Бедные находятся в постоянной и бесперспективной гонке за богатством, богатые маются от ожирения; родители богаты жизненным опытом и богаты стесняющими со всех сторон обстоятельствами, молодые и дерзкие совершают ошибки и движут сюжет дальше. Романы Паланика построены на чередовании движения и статики, его персонажы обязательно совершают какие-нибудь пре-ступления (вываливаются из языка) для того, чтобы начать отматывать километры. Они все время боятся погони, но за ними почти никогда никто не гонется, хотя их и находят в местах статики, они обязательно достигают каких-нибудь высот и сгорают на высоте прозрения. Всх ожидает неименуемый крах (смерть на взлете), окказывающийся пиком из-за присутствия медиа (на миру и смерть красна). Ибо есть видимость, ибо есть кажимость, все персонажи Паланика находятся в состоянии самообмана - ведь над ними стоит демиург-писатель, который показывает очевидность заблуждения. Именно в этом зазоре между тем, что происходит и отстраненной оценкой, собственно говоря, автор и проявляется.



"Невидимки" как раз и посвящены проблемам вторичных (социальных) моделирующих систем - в его цетре красотка-фотомодель, в пароксизме самопознания отстрелившая себе полчелюсти и ставшая монстром. Бунт против загламуренности и тотальной курнокопии с консумацией, помноженный на травму - брата-гея, умершего от СПИДА, родители любили больше, чем ее, благополучную и стерильно красивую, ведь лицо мальчика было обожжено взорвашимся флаконом с лаком для волос. В конце романа выясняется, что брат жив и готовится к операции по перемене пола, что самая заклятая подруга фотомодели (сама фотомодель) - это бывший мужчина, переделанный в женщину, и никакой он не гей, а просто куражится; что ее любовник, которого увела эта самая подруга и в которую влюбляется брат обезображенной фотомодели, это латентный гей. Брат стал сестрой, фотомодель искалечена, поэтому ее бывший любовник перекидывается на сестру-брата, ибо теперь он-она, а не сама искалеченная фотомодель является воплощением той красоты, к которой он тянулся. Все расширяют как могут языковые социальные практики, претендуя на символические обобщения. Поэтому неважно, что у Паланика происходит, куда существеннее, что создается некая текстуальная структура, в вкоторой любой персонаж и любое событие претендует на символ, читается как символ - когда всё не просто так, а чтобы мораль какую-то извлечь. Паланик делает вид, что всё в его текстах происходит для некоего высшего смысла, хотя, на самом деле, тглавная его задача - длить текст к логическому завершению, равномерно распределяя по полю символы символов и знаки знаков.

Паланика хочется назвать постмодернистом, из-за того, что внутри его струтуры полые, что они существуют ради того, чтобы существовать, однако же, "спасает" его от постмодернизма скорость бегства от действительности - скорость, с которой он пишет и строит свои романы. Болезненное, навязчивое состояние постоянного наведения порядка, организации пространства и раскладывания всего по полочкам. Становится очевидным, что эта идеальная (холодная, отчужденная) гармония его композиций есть способ наведения порядка в одной, отдельно взятой голове - голове писателя Чака. Преобразование себя с помощью текста - вот что не дает записать Паланика в постмодернисты. Метаструктура, которую строит Паланик основывается на личной интонации, персонажи оказываются шахматными структурами, которые передвигаются по символическому полю. С их помощью писатель и высказывается.

Вот почему когда "Невидимки" начинаются рассказыватся от лица женщины (а я чтаю уже четвертый паланиковский роман, рассказывамый от первого лица, хотя внутри текста рассказчики, порой, чередуются) эта интонация и женские окончания глаголов входят в некоторое противоречие с этой самой сугубо паланиковской интонацией, делая его едва ли не трансвеститом. Как если бы вполне себе вменяемый мужчина взял и обрядился в женское платье. Смена пола оказывается "вскрытием приёма", показывающего как сильно интонация прикипела к маске, сделав из неё едва ли не личину. Тем не менее сквозь неё постоянно проступает лицо болезненно улыбающегося мужчины (по всем обложкам гуляет одна и та же фотография писателя).
Мир моды, наркотики и трансвестизм (совы не то, чем они кажутся) оказываются тематическим расширением, ввод в которые помогает Паланику закрутить фабульную пружину. Ну а потом в ход вступают традиционные для писателя перемещения в пространстве. Кстати, "Невидимки" - первый текст, где демонстративно нарушается линейность повествования. Сознание искалеченной модели скачет из детства к фотосессиям на мясной фабрике и возвращается снова в детство, сцены погони (или, скорее, сокрытия) чередуются со сценами в больнице, где пострадавшую (Паланик постепенно сдаёт нам её тайну - сначала заикается об автокатастрофе, затем возникают полицейские, расспрашивающие о выстрелах и устраивающие баллистическую экспетизу) выхаживают после изуродывания, а между этими сценами вклиниваются эпизоды с загородным домом и тд и тп. Паланик накидывает как бы хаотические пазлы, которые постепенно начинают складываться в законченную картину. Собственно, это складывание, сужение свободного пространства и оказывается главным сюжетом книги. Писательское мастерство созидает из хаоса законченную, в мелочах продуманную структуру. Так и видишь, как высунув язык, черно-белый фотографический Паланик чертит графики и схемы, радуется ловким придумкам, постепенно, один за другим, заполняя квадраты шахматного поля.
Tags: дневник читателя, проза, ссылки
Subscribe

  • Фототанка про Моне

    « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках…

  • Кандинский о Моне и цветопередаче Москвы

    Кандинский познакомился с новой живописью через «Стог сена» Моне, вы­ставлявшийся на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 го­ду.…

  • Моне. Порция декабрских строк

    Для всех опоздавших на поезд, в последний раз поясняю, что логики в этом тексте искать не стОит, здесь какие-то иные эффекты работать должны. Ибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Фототанка про Моне

    « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках…

  • Кандинский о Моне и цветопередаче Москвы

    Кандинский познакомился с новой живописью через «Стог сена» Моне, вы­ставлявшийся на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 го­ду.…

  • Моне. Порция декабрских строк

    Для всех опоздавших на поезд, в последний раз поясняю, что логики в этом тексте искать не стОит, здесь какие-то иные эффекты работать должны. Ибо…