paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о метро

Дело в том, что внутри метрополитена пространство совпадает со временем. Накладываясь друг на друга, они создают совершенно особые умозрительные коридоры. Кажется, именно поэтому метрополитен столь мощно мирволит самопознанию. Между станциями - более-менее ровные промежутки выпадания (около двум минут), чередование станций и тоннелей создают определенный ритм, задающий внутреннее состяние. Когда ты в тоннеле, то смотреть по сторонам, вроде бы как, не имеет смысла. Рядом люди-в-основном-без-лиц качаются в такт движению. Люди эти близко, крайне близко, категорически близко к тебе расположены, отчего ты ещё больше замыкаешься в себе, внутри себя. Потом - станция - короткий промежуток словно бы предназначенный для того, чтобы набрать воздуха и снова нырнуть вглубь.

Пространство под землей скрадывается, перемещение практически неощутимо (только если ты сам не идешь по станции или по переходу между), ведь в вагоне ты стоишь на месте и тебя везут, а ты не сам едешь. Кроме того, монотонность картинки за окном создаёт дополнительнуюу обманку для органов чувств, из-за чего может показаться, что ты стоишь и не движешься, движется только время. Именно время здесь, под землей, выполняет основную функцию перемещения.

Важны последовательность и постоянство. Каждый день мы ездим по одним тем же маршрутам, отклонения минимальны. Странным образом, все эти перемещения в невидимом пространстве оказываются, если уж совсем просто и пафосно, дорогой к себе. Повторенье - мать ученья, ученье как закрепление однажды случайно найденного. Наши поездки похожи на наши школьные уроки, четко отмеренные отрезки лишения подвижности и избытка пространства. Ничего не остаётся, кроме думалки, направленной в одну сторону. Метро-поездка помогает сосредоточиться на своем. Ты уже знаешь особенности своей ветки (моя зелёная) и мало что отвлекает от белого шума внутри.

И ты вспоминаешь о чём думал вчера в перегоне между Динамо и Белорусской, вспоминаешь и закрепляешь, делая шажок к тому, чтобы знание о себе отложилось где-то внутри каким-то кирпичиком. Ты всё ещё избегаешь Новокузнецкой и [внутренне сжавшись] стараешься как можно быстрее проскочить Павелецкую с невидимыми следами последнего теракта. Я не люблю серую ветку, потому что на ней я думаю о том, о чём я не хочу думать. Синяя ветка самая свободная и прирастает метарефлексией - в ней, рядом со старыми, скукожившимися от времени диванчиками и скрипом вагонов на поворотах, думаешь, в основном, о метро. Красная ветка у меня тоже ведь ассоциируется с определенным московским сугубо дискурсом. Всё это годами откладывается на внутренних стенках сосудов и внешних поверхностях моих внутренних органов, заклепляется, твердеет, цементируется. Однажды оглядываешься, а ты вот такой, какой ты есть... Не в последнюю очередь потому, что едешь по зеленой, а не по оранжевой. Кажется, когда я жил на оранжевой, жизнь у меня была совершенно другой.

Ты оглядываешься, а в руках у тебя книжка. Ты читаешь, пока едешь, чтобы не думать, ибо все уже надумано, придумано и самому себе сказано [тут ты оказываешься в роли молчаливых супругов, которые молчат за ужином так как все уже давно и безнадежно обговорено], а потом закладываешь пальцем нужную страницу и меняешь линию, чтобы снова вернуться к чтению. Твоя книга похожа на видеокассету, запускаемую с того же самого места, где ты поставил её на паузу. Открыл и погрузился в текстуальный тоннель с того же самого места. Места.

+, конечно, люди, которые только и способны нарушить размеренность. Ну, и нарушают, естественно, оказываясь узорами поверх твоего сознания, отчего всё, что происходит вокруг начинает напоминать спектакль - камерную постановку внутри вагона и большую многофигурную фреску-эпос о тщете всего сущего, когда ты выходишь под закопченные временем свода сторону какого-нибудь выхода.
Tags: бф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments