paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о романе "Все души" Хавьера Мариаса


Дело в том, что я читал два романа испанского писателя Хавьера Мариаса, "Белое сердце" и В час битвы завтра вспомни обо мне" и, даже написал много лет назад об этих книгах отдельный текст: http://old.russ.ru/krug/20020729_bav.html
Оригинальный розыгрыш дебюта обоих книжек (фабула выбалтывается в первом абзаце, Мариас начинает книги с того, с чего другие обычно заканчивают) заставляет подозреваать, что все романы для Мариаса - размышления о романных структурах, что это мета-тексты, главный смысл которых иллюстрироовать теоретические выкладки, сокрытый от читателя авторский способ существования. Хотя внешне "В час битвы и "Белое сердце" выглядят типичными худосочными евророманами - аккуратными, в меру сюжетными и в меру интеллектуально нагруженными. Романы, выпеченные из слоеного текста, когда каждый считывает сугубо свое. Не могу сказать, что Мариас - мой любимый автор, но писатель который всегда интересен. Скорее, Мариас для меня - пример правильной эстетической (а, следовательно, этической) стратегии, в которой присутствует такое важное для современного литератора свойство как смирение.


Долго лежал у меня его роман "Все души", всё предвкушал, откладывал. Наконец, поехав в Пермь, взял в поезд. Прочитал, остался в недоумении - вот до сих пор хожу, перевариваю. Укрепился в мнении про мета-конструкции, однако же, о чём эта, изданная "Амфорой" [перевод А. Косс] ещё в 2004 году? Видимо, о пустотности сюжетного канона, показывающего, что все герои и события, которые с ними происходят - плоды авторского своеволия - слово дал, слово взял, хозяин барин. История про испанского ученого, проходящего стажировку в Оксфорде. Странный город, странные люди, ещё более странные нравы. Попытка вписаться, стать своим, вялотекущий роман с замужней коллегой. Повествование все время балансирует на грани этакой кафкианской запущенности, однако постоянно выруливает в реал. На обложку вынесены слова автора о том, что это роман о помрачении - "рассказчик сплетает собственную историю и помрачение с историей и помрачением других". В принципе верно, если учесть, что сбитость фокуса в романе плавная, нежная, что помрачение не выходит за рамки социальной или не-фантасмагорической нормы и что, это главное, в романе нет прокола полотна, точки сборки, пунктума, из которого все происходящее увиделось бы как отчужденное чужое. Нет же, "Все души" движутся плавно, события нарастают, уплотняются, требуя некоего разрешения, которое так и не наступает. По сути, роман обрывается едва ли не на полуслове (хотя есть подробный эпилог, в которого договариваются пост-истории всех участников) и ничем -стажировка заканчивается, ученый возвращается в Мадрид, любовная связь заканчивается. Никого не убили, все живы. Странно, да.

Я пытался сделать нечто подобное сначала в "Семействе пасленовых" (потом, в процессе я задачу вскрытия своеволия снял), затем в "Ангелах на первом месте", где роман оказывался куском синхронной читателю реальности. Самодостаточным куском, который исчерпывался вместе с текстом. А у той, параллельной текстовой реальности, какие-то свои законы внутреннего устройства, а читатель - случайный свидетель, временный попутчик, который на какое-то время становится свидетелем этой самой реальности, а потом из нее выпадает, но от этого она не заканчивается складывающимся в финале пазлом, но продолжает течь без каких бы то ни было утолщений и прерывов дальше. Меня всегда интересовало, что должно продолжать происходить с персонажами после того, как заканчивается пьеса, ну интересно же увидеть вторую и третью серии "Гамлета" (теперь, кажется, они имеются). Но не только "Гамлет", да? Важна некончательность точки, не-смерть художественного мира, который бутоном распускается на твоих глазах, проживает яркую жизнь и скукоживается на поклонах. Наверное так.


Locations of visitors to this page
Tags: дневник читателя, проза, ссылки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments