paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дело о своем Живом Дневнике

Дело в том, что я воспринимаю свой дневник как место постоянной дискурсивной битвы. Важно сформулировать или хотя бы зафиксировать, что дневник пишется в месте розы ветров, где случается средостенье разнонаправленных мыслительных потоков. Они (и потоки и роза) нестабильны и переменчивы, но систематичность и последовательность благодаря каким-то моим внутренним установкам воспринимается как благо. Как доблесть. То есть, важно несмотря на переменчивость пульса, несмотря на мерцательную аритмию постоянно становящейся личности внешне производить впечатление стабильной системы. Из-за этого, кстати, сложно сменить курс или направление дневника - стабильность превращается в инерцию, в выскабливание дна.

Главные переменные, которые кипят и с которыми нужно бороться или которым следует соответствовать, в конечном счёте, ответственны за конечный продукт - образ образа, с помощью которого ты сам с собой разбираешься, понимаешь, хотя бы в первом приближении, кто ты собственно есть. Дневник оказывается отражением, всё равно ведь не совпадающим с постоянно перемещающейся точкой внутренней розы ветров, мозг играет с ней (с ним) в совпадения и несовпадения. Это похоже на забивание мяча в баскетбольную корзину (почувствуй в руках ребристую тяжесть оранжевого мяча, его чуть техногенный, смешанный с потом, запах), с той лишь разницей, что непопадение в корзину оказывается столь же результативным, как и попадание.

Я уж не говорю о постоянных примерах-интервенциях-влияних со стороны разных личностей. Обаяние или действенность, точность попадения или, скажем, успех. Читаешь один дневник и понимаешь, что он идеально подходит для твоего нынешнего умонастроения, а потом переходишь в иной, прямо противоположный, и он тоже тебе нравится, тоже ведь хочется делать так. Но всё время менять манеру, повторюсь, мне не свойственно. То есть, я допускаю существование такого проекта Дневника, который всё время перестраивается и каждый раз выглядит по иному, но мне кажется, в таком последовательном смешении ориентиров и непредсказуемости теряется сам смысл ведения Дневника как некоего постоянного действия, исподволь раскрывающего медленное эволюционирование человека в ту или иную сторону (я, всё-таки, сторонник того, что постоянное движение, перемещение etc всё-таки существует).


Главные оппозиции, вокруг которых заваривается, закипает движение - продуманность и спонтанность, искренность и сконструированность, основательность и легковесность. Большие, одышливые тексты-посты-периоды или коротенькие реплики-вспышки, требующие повышенной, мгновенной концентрации. Ставить раз в день (в неделю) неподъёмную точку или же рассыпаться бисером, многоточием. Ну, понятно, что в отличае от коллег-тысячнегов, не идти на поводу, однако же, насколько это самое не идти на поводу должно влиять на естественность дыхания? До какой степени? И куда заводить? И, пожалуй, самый важный соблазн - быть или не быть в своем ЖЖ "пейсайтелем", давать литературу или жызнь. Или так - насколько жызнь может превращаться в литературу. До какой степени?

Спонтанные движения ремесленнику противопоказаны. Стихийность не канает: печатная машинка включает и просчитывает дискурс автоматически. В каком-то смысле, она тоже ведь спонтанна, если не считать того, что ты обогнал стихийщиков на много-много кругов и снова, вроде бы как, бежишь вместе с ними. Однако, столько всего было написано до, это деваться куда? Оно же давит. Участвует, хотя бы и исподволь. К тому же, мне оказывается близка мысль(недавно вычитанная цитата в одном из чужих журналов) о том успех дневника прямо пропорционален успеху/неуспеху "жизни. Чем больше дневник удаётся, тем больше он вбирает в себя, отнимая тебя у жизни. Успешный (внутренне или внешне?) человек и дневник - две вещи несовместные. Чем больше будет сюжета в дневнике, тем меньше его будет в жизни и наоборот. Честно говоря, авторы отрывочных записок, возникающих время от времени, мне милее постоянно постящих депеши о своей жизни.

Другой важный вопрос, с которым нужно разобраться - насколько твой Дневник принимает участие в твоей профессионализации. К вопросу о естественности и искренности. Даже если ты "Мистер Литература" и весь состоишь из слов и из текстов. Ведёт ли твой Дневник писатель или же человек? То есть, он для тебя СМИ, миссия, общественная нагрузка или способ общения, способ сообщения самому себе, фиксации-того-что-с-тобой-происходит, то есть достаточно традиционный в жанровом смысле (что маловероятно - традиционность не допускала такой перманентной публичности, традиуионно публичность обнародования имела отложенный характер)? В том-то и дело, что ты постоянно балансируешь между всеми этими переменными, обслуживая то одну, то другую крайность, знакомо?

А дневник, в конечном счёте, как раз и возникает суммой всех этих колебаний, которые время от времени хочется взять под контроль. И вовсе не из-за того, что ты привык контролировать ситуацию, управлять и направлять её, просто это каким-то образом связано с твоим внутренним самостоянием, твоей собственной жизненной стабильностью (значит, всё-таки, влияет - вот таким образом и влияет). Кроме того, есть опасность (для многих), которой я лишён - остаться автором только этого дневника. Одного дневника и только. И не потому что дневник превращается в самоцель (а что, есть и такие горе-профессионалы), но потому что моя текстуальная река уже давно вышла из берегов и разлилась шире имени, потому что моя работа и есть письмо под шапкой своей фамилии - вэтом смысле, всё, что я делаю пишу можно воспринимать как такой себе метадневник. Но есть люди, которые ничего, кроме Дневника не пишут и которых бы ты никогда не узнал, если бы не этот Дневник.

На самом деле, это более серьёзное соотношение, чем кажется на первый взгляд, соотношение профессиоальности и спонтанности, ибо для очень многих ежедневное (стабильное) письмо оказывается самодоносом искусом, искушением перехода на писательский статус. В этом смысле, коварство ЖЖ окончательно ещё недооценено. В ЖЖ (в отличае от жизни) не может быть непризнанных гениев, ибо все читают всех и у каждого пейсателя обязательно найдётся хотя бы парочка чейтателей. И вот уже неостановимый механизм оказывается запущен. То есть, на самом деле, как я сейчас понял, вопрос о статусе дневника, на самом деле, есть вопрос о статусе литературы и литератора. Задавая себе вопрос о том, что есть Дневник, ты на самом деле спрашиваешь - что есть Литература, как она фунциклирует относительно тебя и как ты функционируешь относительно её.


Locations of visitors to this page


Tags: ЖЖ, литра, я
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 107 comments