paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Дело о смысле жизни

Дело в том, что я всё время пытался понять концептуальнцю основу сериала "Остаться в живых", ведь, очевидно, что в основе нарративного приключения лежат несколько простых и очевидных глаголов (как учат все американские учебники драматургии - каждая сцена должна редуцироваться до одного, двух глаголов). Тема, движущая сюжет, чёткая причинно-следственность, обуславливающая ответственность за свои поступки. Все люди, оказавшиеся на таинственном острове, оказались здесь не случайно, но в силу каких-то определенных причин. Постоянные камбеки показывают почему. Остров как частилище, отделяющее верных от неверных и тд.

Хотя характер суггестии в ЛОСТ (отсутствие смыслового центра) позволяет интерпретировать происходящее в самых разных ключах и нет, не может быть одной, единственно правильной, интерпретации, однако, попытаемся судить авторов по законам, которые они сами над собой приняли. Об этом я писал здесь, кстати: http://www.vz.ru/columns/2006/9/29/50573.html

Остров - это ведь "табула раса", чистый лист, позволяющий каждому из тут присутствующих вновь приблизиться к своей собственной сути. Остров - это пространство, очищенное от из-вне привнесённого, от бытовой суеты и информационного мусора, от бессмысленной беготни, заслоняющей будни от сути. На острове есть и может быть только простая работа, завязанная на первичные ценности, на ценности выживания. Поэтому, не до жиру, не до симулякров. Бытие на острове - непреходящий акт хайдеггеровского "здесь-бытия", хайдеггеровского же "Отчего мы остаёмся в провинции?", хайдеггеровских же "торных троп". Не помню точно, как там у философа (под рукой нет текста) но, если по памяти, то главное вопрошание о бытии звучит в шуме деревьев и в прогулках перед сном, в той самой "заботе о себе", которую нам дарует быт.


Быт - наше спасение и опора. Помню, как Люся однажды рассуждала о гибельной судьбе новорусских жен, которые отучиваются вести дом и воспитывать детей (для этого у них служанки и гувернантки имеются), становятся никчёмными, зарастают своей собственной никчёмностью. Это очень важно, хотя бы время от времени, готовить себе еду, работать на земле, совершать самые простые продовольственно-сезонные обряды. Именно это приводит к точке относительной нормы и совпадения со своим собственным бытием. Особенно всем нам, занимающимся отвлечёнными обязанностями. Это, кстати, вовсе не означает, что врачи и учителя являются воплощением психологической нормы. Оказывается, что "анда" (слово запущенное Левкиным и означающее одновременность сочетания самых разных факторов, неожиданно складывающихся в фигуры, иероглифы, в причудливо сыгранные пасьянсы) зависит от такого большого количества факторов, что заранне предсказать чем сердце успокоится невозможно. Однако, есть фундаментальные занятия, которые как в случае с гороскопами только лишь намекают на возможность развития грядущего дня. Тем не менее, наличие фундамента даёт дополнительное ощущение почвы под ногами.
Но я не об этом.

Люди оказываются на острове, помимо своего желания. Совершенно случайно и совершенно неслучайно (в результате чёткой причинно-следственной цепочки), начиная бороться за выживание полностью открытые миру. Потом возникают какие-то бункеры с какими-то кнопками, которые нужно жать. Нажимание кнопки (а ещё и борьба с чужими) даёт прибыванию на острове ощущение осмысленности. Ибо если ситуация (кнопка, чужие) сформирована до того, как ты тут появился, то твоя задача упрощается - тебе нужно лишь пытаться вписываться в уже существующие условия, которые кто-то сделал осмысленными. Тебе не нужно уже искать свое собственного смысла, ты перекладываешь ответственность за смысл на тех, кто стоял у основания строительства системы.

На самом деле, "ЛОСТ" - это про поиски смысла жизни. Зачем? Почему? Кто мы и куда идём? Люди освобождаются от плит, наваленных на них социумом, чтобы дальше пытаться транслировать себя в наиболее чистом виде. Ты попадаешь в этот мир (на остров) для чего-то. Смутные задачи, непонятные цели. Ты совершаешь какие-то телодвижения, шарохаешься, взбиваешь сметану, дабы не утонуть и, в конечном счёте, все эти движения выводят тебя на ощущение твоего собственного пути.
Ибо смысл жизни - в её проживании, в наполнении каждого дня качеством и количеством переживания вот этого конкретного дня. Ничего, помимо этого, не существует. Только сегодня, только вчера, из которого вырастает сегодня, ну и некоторое количество планов на завтра.

Всё это, кстати, идеально ложится на особенность жанра сериала, главный смысл которого - движение вперед, у сериала нет цели, есть только голая процессуальность, продвижение по складкам сюжета и через складки сюжета, постоянное откладывание и гипнотизирующее "продолжение следует". Во-вторых, это идеально ложится на особенность именно такого сериала, как "ЛОСТ", сериала с отсутствующим смысловым центром. "Способ существование" скрывается от зрителей и от участников сериала сильнее чем тайна кнопки и тайна чужих. Мы (вместе с ними) вынуждены разгадывать то, что происходит, наделять происходящее хоть каким-то смыслом, вычисляя и вытаскивая на свет те самые причинно-следственные связи, которые так замаскированы. При идеальном стечении обстоятельств, приключения на таинственном образе должны оборачиваться поисками своего собственного смысла. Нормальный такой практикум в ситуации постиндустриальной оторванности от первоисточников, когда информация к размышлению вычерпывается ковшами именно что из телевизора.


Locations of visitors to this page
Tags: Люся, телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments