paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Mood:
  • Music:

Дело о вещизме

Дело в том, что порой действительно сложно понять уровень грамотности и компетентности пишущего о культуре. Вчера очередной раз поймал себя на отвращении к слову ВЕЩЬ в смысле ТЕКСТ или АРТЕФАКТ. Наткнувшись в пятничных ведомостях на статью Майи Кучерской о Бегбедере. В первом же абзаце читаем у Кучерской: "Во всём, в чём Бегбедер мог признаться, он уже признался, и не на исповеди, а в своих вещах..." Так и представляешь разбросанные по гостиничному номеру вещи Бекбедера, в которых он и признаётся. По таким косвенным признакам понимаешь, что написано на автомате, механически. А это, в свою очередь, косвенный признак того, что доверять автору нельзя - "концепция рецензента" строится на предвзятости и допущении, ну ещё бы, ведь после своего "Патерика" Майя Кучерская просто обязана считать себя специалистом по релегиозным вопросам современной литературы. Казалось бы, невинное слово ВЕЩЬ в её рецензии выполняет функцию "вскрытия приёма", задавая позицию "критик сверху". И дело даже не в том, что многим эта книжка Бекбедера нравится, а в том, что автора, всё-таки, следует судить по закнам им самим над собой принятым. В данном случае, я не про Кучерскую (автор не может быть "автоматом"), но про Бегбедера, который взялся заполнить собой такую вот гламурную нишу. Это же нелепо - в Тулу со своим самоваром. Меня всегда смешила такая позиция "критиков", ждущих нечто от текста, не находящих в нём своих ожиданий и обижающихся на автора за это. Кучерская судит гламурщика Бекбедера с точки зрения своей патентованной русской духовности. Между тем, оказывается, что в литературе (как и в жизни) бывает по разному, вот ведь прикол. Просто "духовность" у нас воспринимает как нечто монолитное, слежалое, вместо всепонимания и всепрощения, которые есть усилие подвижности.

Дело в том, что такая ВЕЩЬ возникает каждый раз от брезгливой гримассы всезнайства. Удобная погода, введённая в наших палестинах маргинальным Немзером - де, я -литературный обозреватель и существо подневольное и вот, не хочу читать, но приходится. Вполне понятное и неоправданное лукавство - ведь в сегодняшнем разнообразии-однообразии всегда можно отыскать нечто (ВЕЩЬ) о которой можно написать без усмешки всезнайства, да? Это ведь тоже, между прочим, ситуация: как писать о том, что активно не нравится. Нужно ли превращаться в посредника, любыми способами берущего свой процент? Потому что это ведь вообще частный случай того - а как вообще писать? Информативно или настроенчески? Тут каждый раз сам решаешь и меру вкуса можешь измерить только ты сам. Ох, нелёгкая это работа из болота тащить... Потому что ВЕЩЬ не канает, тартуско-семиотический ТЕКСТ суховат, бартовское ПРОИЗВЕДЕНИЕ слишком длинное и канцеляритское. А вот тут и должна включаться программа поиска синонимов. Приятственное, нужно заметить, занятие.


Каждый раз спотыкаясь об очередную ВЕЩЬ хочешь проглотить, зарекаешься не вылезать, ведь и так понятно, что профессия умерла, что беспредел неохватен и можно стило ступить, превратившись в выжившего из ума маразматика, выдувающего из себя пошлости про очередную "точку невозврата", ан нет, Гекуба вопиет. Хотя, на самом деле, тут может быть только один вариант, производный от солженицинского - не читать, не участвовать, беречь поляну от мусора, ну, да, в русле всё той же информационной экологии, о которой я уже писал пару дней назад. Но если раегируешь, значит, всё ещё ждёшь? Вместо того, чтобы оберегать её... поляну... Мне чуждо злопыхательское любопытство, просто личный опыт, в конечном счёте, оказывается единственной возможностью не вступать каждый раз вот в такие ВЕЩИ, чтобы, короче, знать про свои крестики, которые ты выставляешь. Оглядываясь, руины. Уже не ВЕЩИ, но тени теней, когда православно окрашенное словоблудие оборачивается оголтелым, прости господи, пастмадернизмам.


Locations of visitors to this page
Tags: СМИ, литра
Subscribe

  • Фототанка про Моне

    « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках…

  • Кандинский о Моне и цветопередаче Москвы

    Кандинский познакомился с новой живописью через «Стог сена» Моне, вы­ставлявшийся на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 го­ду.…

  • Моне. Порция декабрских строк

    Для всех опоздавших на поезд, в последний раз поясняю, что логики в этом тексте искать не стОит, здесь какие-то иные эффекты работать должны. Ибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments