paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:
  • Music:

Дело о ЖЖ: "Что делать?"

Дело в том, что когда русский ЖЖ только-только начинался, мы все время рефлексировали и спорили, что это МЕДИА или способ общения? Тогда все юзеры были вместе, тогда казалось, что, всё-таки, средство общения, хотя, в перспективе, грезилось, что все-таки МЕДИА нового типа. Ну вот оно и наступило то самое "в перспективе". Помнится, Малыш из книги про Карлсона обмолвился, что слово "инфляция" узнал из газет. Когда я был Малышом, я мечтал о том времени, когда первые полосы газет будут украшать аршинные заголовки с какими-то сенсациями - очень уж однообразными и строгими были тогдашние советские газеты. Будущий президент Путин (а тогда и.о.) в своем предвыборном письме написал, что даже в страшном сне не предполагал, что может стать президентом. Я ещё тогда написал статью "Страшный сон, который сбылся..."

Это я к тому, что некоторые предчувствия сбываются. Не потому, что ты Кассандра, просто думаешь о многом, мысль многовариантна и один из путей обязательно осуществится. теперь ЖЖ окончательно становится медиа. Перелом этот случился (и я тоже несколько раз его описывал) пару лет назад, когда в ЖЖ пришли медиальные фигуры, которые не нуждались в общении (у них этого общения как гуталина), а просто использовали ЖЖ как площадку для.
Параллельно ЖЖ начал выращивать своих собственных звезд. Как правило, большое число внимания притягивала стилистическая истерика, этакий текстуальный фальцет, перманентное пускание петухов. Собственно, первые ЖЖ-капиталы именно на этой истерике и делались. Потом это стало если не модой, то узаконенным умонастроением.

Вот и сейчас, внимательно изучая рейтинги и хит-парады, обратил внимание, что такая вот текстуальная истерика жжот и рулит. Чтобы остаться на плаву рейтинга, нужно, во-первых, поддерживать всеобщие волны-тренды-флеш-мобы, вставляя пять копеек по поводу тем, которые всех волнуют, а, во-вторых, все время повышать градус высказывания. Иначе не заметят. Спокойные стилистики вытесняются на периферию. Можно было бы пафосно заявить, что из ЖЖ ушла душа, но, на самом деле, ЖЖ-сообщество просто (стихийно?) определилось с форматом.
Медиа нового типа, и всё тут.
Особенно хорошо это видно по само-ЖЖ-рефлексии. Хотя бы по своему собственному дневнику сужу, где всё меньше и меньше записей экзистенциально-лирических и всё больше отстранённо-аналитических, ссылочных, служебных. Потому что сложно заголяться на торжище. Особенно хорошо это видно и по тому количеству комментарией и интерпретаций, коими обрастают последние события, связанные с продажей русского сегмента ЖЖ "Супу".
Ведь если на нас хотят зарабатывать, то это означает то, что особенно важными становятся люди, для которых ведение ЖЖ становится профессией. Для того, чтобы держаться в первых сотнях рейтинга нельзя вести свой дневник время от времени или писать длинные и заумные постинги. Нужны мгновенные, броские, оперативные отклики. Лучше если несколько за день. Опять же. с повышением градуса крика. Нужно работать уже не над собой (что предполагает жанр дневника), но над своей собственной аудиторией. Так, собственно говоря, и возникают ЖЖ-профессионалы. Та самая элита, на которой СУП (если рассуждать логично) и будет зарабатывать основные свои средства.

Между тем, есть в этом профессионализме одна родовая травма, которая сводит усилия профессионалов ЖЖ практически на нет. Звезды, сформированные в контексте ЖЖ, способны звездить лишь в контексте вот этой умозрительной и достаточно отвлечённой от жизни, конструкции. Конструкции, ведь, не обязательной и не относящейся к ценностям первого порядка.
Более того скажу, ЖЖ выполнял более судьбоносную функцию, пока еще не определился со своим статусом и характером и когда он являлся средством (а не целью) общения (а не сообщения) "фрустрированных невротиков" (как определил первых пользователей ЖЖ великий виртуал ooops, о существовании которого сейчас уже мало кто помнит).
Об этой родовой травме в подмосковном Простоквашино мне рассказывал Костя Рыков. К нему, как главе крупного издательского дома, нередко приходят звезды ЖЖ, которым надоела виртуальная власть над умами и которые хотят конвертировать свою ЖЖ-звёздность в нечто реальное - в расширение жизненного и социального пространства, наконец, в деньги. Костя говорит, что многие из них, симпатичные и талантливые люди, на самом деле, просто не способны к систематической и серьезной работе. Такой талант, вырванный из контекста ЖЖ, похож на медузу, вытащенную на берег. Становится мокреньким и мгновенно чахнет.

Рыков прав - ЖЖ оказывается хорошим подспорьем тем, кто состоялся уже вне этих подпорок и костылей, кто пришёл в ЖЖ уже имея за плечами некое нечто, ибо немногие (очень немногие) сподобились преодолеть первоначальные границы и пороги, которые устанавливает для них ЖЖ-контекст. То, что Солженицын обозначил очень точным словом "образованщина". То, что в философии серебрянного века называли философствованием (вместо привычной "философии"). Но для тех, кто впервые родился здесь и для "здесь" подобная профессионализация ни к чему не приводит.


Будучи Малышами в ЖЖ, мы много обсуждали "проблему статуса" - как сказать родителям или коллегам про девушку, с которой познакомился (активно переписываешься, кадришься, флиртуешь) в ЖЖ? Как представить её товарищам? Что такое френд, какой степенью доверия он может обладать или обладает? Когда в ЖЖ возникли первые карнавалы и скандалы с переодеваниями (я подробно описал их в романе про ЖЖ "Ангелы на первом месте") как-то само собой сформулировалось: главная проблема ЖЖ общения - это проблема доверия. Ты априори доверяешь своему заочному собеседнику. Несмотря на то, что виртуальный образ - это всегда образ, что он почти никогда не совпадает с реальностью, что образ есть выпячивание тех или иных черт и микширование каких-то других. Но окончательного разрыва между пишущим и написанным не происходит. Мы все знаем, что за знакомыми юзернеймами находятся вполне конкретные люди...
А потом приходят "профессионалы", то есть, люди изначально НЕ существовавшие в реале. Вот тут и происходит тот самый постмодернистский разрыв между означаемым и означающим. Симулякр - это то, чего не существовало в природе, это образ без пра(о)образа, да? Если юзер работает не на себя - это уже не дневник. Не на себя - значит, на публику. Значит, манипуляция. Но не литературная уже даже манипуляция, а сугубо медийная. То есть, ни о каком доверии речи идти не может. Значит, не общение. Значит, МЕДИА окончательно и бесповоротно.

Мы очень хорошо знаем, что информация не бывает беспризорной и беспартийной. Прикол здесь в том, что именно на таких профессионалов-образованцев и вынужден будет опираться СУП. Ведь там где появляются деньги, там появляются и "профессионалы", которые эти деньги приносят (и с помощью которых эти деньги зарабатываются). При этом, профессионализация внутри ЖЖ возможно только при отказе от самого себя, от превращения себя в карикатуру на самого себя - что мы и видим на примере большинства наиболее известных и популярных юзеров. Профессионализация как бы окончательно отменяет общение, формируя МЕДИА нового-старого (потому что обречённо жёлтого) типа.
Кажется как-то так называлась одна из начальных глав романа Чернышевского - "Первое следствие дурацкого дела..."


Locations of visitors to this page
Tags: ЖЖ, СМИ
Subscribe

  • Что такое одиночество?

    Когда следишь, как смыливается мыло Когда выходные переносятся тяжелее, чем будни Когда возрастает значение прошлого, воспоминаний Когда…

  • Ястония

    Андрею Иванову Ястония – это и есть такая наша [твоя, моя] личная Эстония+ Япония в одном флаконе, холодные острова, северные…

  • Солнечный круг; небо вокруг

    Лаврушка в супе более не символизирует получение письма: мейлы валятся по десятку за час, бумажные письма не приходят годами (счета не в счёт);…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Что такое одиночество?

    Когда следишь, как смыливается мыло Когда выходные переносятся тяжелее, чем будни Когда возрастает значение прошлого, воспоминаний Когда…

  • Ястония

    Андрею Иванову Ястония – это и есть такая наша [твоя, моя] личная Эстония+ Япония в одном флаконе, холодные острова, северные…

  • Солнечный круг; небо вокруг

    Лаврушка в супе более не символизирует получение письма: мейлы валятся по десятку за час, бумажные письма не приходят годами (счета не в счёт);…