paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:
  • Music:

"Остаться в живых"-3

Несмотря на разницу посылов («Твин Пикс» – радикальный арт-хаусный эксперимент, «Lost» – грамотный, коммерчески просчитанный продукт), оба сериала закручивают сюжетные спирали вокруг отсутствующего центра.
Так строился революционный «Твин Пикс». Обыденная, обывательская Америка, чётко прослеженные причинно-следственные связи и постепенное разрушение логики и правдоподобия. Вмешательство потусторонних сил, открытая вторая скобка, не позволяющая фабульному пасьянсу сложится. Демонстративно открытый финал.
Кто убил Лору Палмер? Да кто угодно, хотя бы и сам агент Купер в одном из своих воплощений. В конечном счёте, это становится неважным – сюжет разрастается как изморозь на январском окне, вытачивает затейливые узоры, самодостаточные в своей красе.
Интрига в «Lost» строится схожим образом. Таинственный остров в океане вот уже третий сезон активно сопротивляется чужакам, случайно уцелевшим в авиакатастрофе. В бой идут кабаны, белые медведи, невнятная нечисть, таинственные пришельцы, аборигены, чудеса враждебной техники, приведения и прочая лабуда, нагнетающая тихий ужас.
В сериале главное не результат (который всегда ничтожен), но сам процесс смотрения. Ежедневного ритуального припадания к экрану. Цель ничто, движение всё. Поэтому самое важное здесь не финал, но нескончаемое кружение по кругу.
По кругу, внутри которого пустота. Означающее и означаемое оторвались друг от друга и потерялись в океане. Однако, мозг не терпит пустоты. Если остров оживает, значит, это кому-нибудь нужно. Зритель вынужден разгадывать замысловатый ребус.
Кто-то видит в «Lost» историю душ погибших в катастрофе людей. Душ, ищущих успокоения. Для кого-то приключения на острове оказываются срежиссированным реалти-шоу наподобие «Шоу Трумана».

Трактовки множатся и все они имеют право на существование. Все они, так или иначе, верны. Ибо отсутствующий центр провоцирует множество прочтений. Что, между прочим, является косвенным, но признаком большого искусства.
Фишку с отсутствующим сюжетным центром, кажется, придумал великий Хичкок. В его фильмах встречаются странные объекты («маккафин»), чьё значение не объясняется. Их даже не показывают (как содержимое чемодана в «Криминальном чтиве» или пресловутая «куриная лапка» в «Миссия невозможна-3»), не называют, они просто есть, выполняя роль главной смысловой пружины.
«Совы не то, чем они кажутся», говорил агент Купер. Прелесть «маккафина» в том, что даже создатели фильма не знают, совы ли это? Да и вообще – птицы, рыбы или все жизни, взятые разом?


Locations of visitors to this page
Tags: телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments