paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

"Остаться в живых"-2

Конечно, Lost снят после "Твин Пикса" с явным наследованием дискурса непредсказуемости и жанрового деморфизма. В отличие от некоторых юзеров, смотревших уже и первый и второй сезоны (говорят, они есть на ДВД) я смотрю сериал по-телевизору и мне нравится смотреть его именно в режиме реального времени с перерывами на рекламу, потому что я хочу смотреть его именно как сериал, а не как кино.

Хотя, конечно, это кино. Почти кино. По картинке кино. По игре актеров. По вложениям... Интересно (второй день думаю), а где возникает отличие кино от сериала? Помимо протяжённости, конечно. Или, всё-таки, только протяжённостью и исчерпывается? Это понимаешь, когда советуешь товарищу подсесть на сериал и с какой-то точки начинаешь смотреть сериал ещё и его глазами. И понимаешь, что то, что тебе понятно вызвано именно что смотрением, опытом смотрения именно этого сериала. То есть, если кино - это как бы чистая радость смотрения, но сериал - это смотрение-работа, в смысле затрат какого-то времени.

Lost - кино ещё и потому, что для сериала тут невероятная плотность событий. Прошло всего три серии, но в голове отложилась уже целая маленькая жизнь команды, непогибших в авиакатастрофе. Такое ощущение, что, во-первых, ты уже хорошо знаешь всю эту похоронную команду (знаешь за счет постоянных камбеков из их предыдущих жизней), а, во-вторых, что тут много всего происходит. Типа постоянно. Хотя, на самом деле, это не так. Происходит по чуть-чуть но с каждым, а у нас только один экран, с которого смотришь сразу со всеми. Сумма событий, происходящих у каждого, в сумме дает ощущение невероятной динамики. Плюс, аккуратные вкрапления камбеков, занимающие существенное количество экранного времени, создающих дополнительные измерения (уберегающие от монотонности) и сообщающие некоторую дополнительную правдивость. Очень хитрый и точный ход - решить через камбеки массу проблем сериаьного хронотопа )

Элементы повторяемости (как в "Клиенте", например) задают систему лейтмотивов, создающих плотность и единство и, что не менее важно, сопротивляющихся линейности. Повествовательная Линейность как символ примитивности, которой нужно было бы бежать, ибo мачь мо... Мы с Манцовым еще с год назад обсуждали ренессанс, происходящий в американском (и английском) сериальном производстве. Если Голливуд в глубочайшем драматургическом и технологическом кризисе, то сериальное движение переживает небывалый рассцвет. Именно с сериалами связаны все мои самые сильные зрительские впечатления последнего времени.


Возможно, дело тут не только в качестве, но и в способе потребления. Все-таки, кино требует некоторой сосредоточенности, собранности, чуждой мне, расслабленному и свободному. В сериале важна необязательность, даже пропуск одной-двух серий ничего не решает. Тяни-толкай, сериал он и движется и не движется одновременно. Он более гибко приспособлен к потреблению - как книга, которую ведь тоже читаешь от случая к случаю, когда хочется. Когда есть потребность в привычном "Продолжение следует..."

Но ведь и качество тоже. Диалогов, ситуаций, игры... Обнаруживая запредельный уровень качества. На фоне которого становится очевидной игрушечность российскмх самоделкиных. Это можно сравнить вот с чем. Живешь в Челябинске и тебе кажется, что город меняется, строится, расстраивается, происходит много событий, короче, ощущение полной культурной и экономической полноценности и расцвета. А потом ты приезжаешь в соседний Екатеринбург, где денег всегда больше и понимаешь, что в сравнении с этими садами твои собственные - заброшенная пустыня. А есть ведь ещё Нижний, Питер и, простигосподи, дорогая моя столица.
Я к тому, что всё познается в сравнении. СТСшные ситкомы канают только когда их не с чем сравнивать. Отставание (в деньгах и в привлечённых талантах) становится вопиющим, когда появляется предмет сравнения. Мадонна так хороша не потому, что она поет и танцует хорошо, а потому что она делает это лучше других, профессиональнее и чётче. Сама по себе Мадонна - бледная спирохета, но она становится яркой и выдающейся на фоне фоне. Когда какая-нибудь там "Виагра" поёт или ещё кто-то...

"Остаться в живых" похож на "Твин Пикс", во-первых, универсалистским подходом (модель мира в миниатюре), во-вторых, эстетической самодостаточностью. Хотя, конечно, Твин Пикс работает на нарушении законов жанра, а "Остаться в живых" на следовании ему. Именно поэтому, что бы там дальше не происходило (видения доктора, невидимые пока что чудища из лаборатории доктора Моро (?)) всё будет логически объяснено. Пасьянс обречен сложиться. Нарушения причинно-следственных не будет. Кстати, причинно-следственные и в "Твин Пиксе" не нарушались - в этом и заключалась его сила: вроде бы, формальная логика не нарушается, хотя абсурд всё нарастает и нарастает. Но "Твин Пикс" - это же артефакт, единичный и тд, а "Остаться в живых" - качественный коммерческий продукт, единственная возможность которому прыгнуть выше собственной головы - только за счёт качества, подогнанности всех составляющих друг к другу. Именно такое плотное единство и может позволить ввыйти сериалу на новый уровнь.


Locations of visitors to this page
Tags: телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments