paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:
  • Music:

Как собака съела Гришковца

В чём причина неудачи проекта Евгения Гришковца на СТС?

Ведь в своих ежедневных пятиминутных скетчах, выполняющих роль межпрограммной прокладки, Гришковец придерживается той же самой методы, что принесла ем успех в театре и в книгах. Гришковец многих взял за живое общими воспоминаниями обобщённого "маленького человека". В каждом из нас живёт "маленький человек" у которого душа болит.
Другое дело, что некоторые, помимо бытового сознания обладают ещё и другими этажами сознания и надстройками, а иные в этом самом блаженном неведанье, однако же "маленький человек" есть в каждом - и в олигархе, дающем деньги на книжку и в телевизионном продюссере, смутно помнящем своё советское детство.
Все мы родом с той самой советской улицы - вот что, в случае с Гришковцом, важно. Единая аперцепционная база, как говорят учёные. "Бременские музыканты", мандарины под новый год, промокашки в тетрадках по 12 листов, знак качества, "Клуб кинопутешествий" и фестиваль в Сопоте, томатный сок по десять копеек, "эрика берет четыре копии..." У каждого при упоминании этих реалий начинается процесс слюновыделения, застилающего память и интеллектуальные усилия. Первым делом Гришковец съедал собаку, потому что "кто не был тот будет, кто был не забудет 730 дней в сапогах..."

Да только "кто в армии служил, тот в цирке не смеётся". Механический перенос приёма со сцены на телеэкран оказывается холостым. Эффект личного присутствия сглаживает внутренние противоречия маленького человека, приторговывающего своими маленькими трагедиями. В театре возникает личный контакт от человека к человеку, отсутствие четвертой стены, приватность разговора между равными, в общем-то, людьми. Телевизор же всегда "над", телевизор имеет установочную цель, он же, в первую очередь, коллективный агитатор и пропагандист. Попадающий по ту сторону экрана перестает быть просто человеком, отныне он - медиаперсона, существующая совсем уже по каким-то иным законам.

Человек, зарабатывающий от двух тысяч евро в месяц медленно, но верно отрывается от всего остального прогрессивного человечества, медленно дрейфуя в сторону общества тотального потребления. В этом смысле светский и зело раскрученный Гришковец, рекламирующий в глянцевой и деловой печати кредитные карточки (в пиар отделах крупных корпораций тоже ведь не последние лохи сидят)оказывается на своем месте куда больше, чем когда очередной раз прикидывается безыдейным мещанином и обывателем из телевизора. К тому же телереальность накладывает на телеперсонажа по фамилии Гришковец такой налет глянца, что здесь уже ничем не отличается от прочих гламурных красавиц и красавцев. Несмотря на рисованные задники и намеренный синтаксический спотыкач.

Тут ведь еще важна убийственная сила контекста. СТС на нашем телевидении - самый последовательный и цельный проект. Реальностью здесь и не пахнет. СТС лежит в плоскости "развлечения", выкликающего какую-то новую социокультурную реальность. Все общественно-политические проблемы здесь уже давно решены, персонажи заброшены в потребительский рай и демонстративную состоятельность. Размещённый между Катей Пушкарёвой и Прекрасной Няней, Отчаянными домохозяйками и историей медиа-персон в деталях, Гришковец становится одним из отвлечённых медиальных сгущений, таким же глянцево-гламурным персонажем как и все вышеперечисленные. Если бы пятиминутные скетчи Гришковца выходили бы на Первом, то, возможно, рядом с новостями и политическими проповедями обозревателей, они бы и смотрелись как законсервированный голос из народа. Но здесь...
Здесь, на СТС, трещин в мифологическом пространстве глянцевых ценностей, свежих сквознячков из реального мира не получается. Общий контекст канала, его контент, помноженный на механический перенос сугубо театрального "нового сентиментализма" на гладкую телевизионную почву, даёт эффект прямо противоположный задуманному. Вместо того, чтобы ассоциировать себя с человеком, извлекающим из себя общие места, мы видим игру в голос народа, в искусство для искусства, которое, тем не менее, хотело бы воспринимать себя как истинно народное.

Между тем, разве может быть народным искусство, приходящее к нам из телевизора?


Бонус. А вот другой взгляд на проблему: http://goodween.livejournal.com/535495.html?view=4497351#t4497351


Locations of visitors to this page
Tags: телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments