paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:
  • Music:

Мученик светотени

Отец тогда привёз меня показать музеи и музейные пригороды ровно 30 лет назад. Завтра, волей случая, он приезжает на Ладожский вокзал и ему нужно помочь разгрузить экземпляры докторской. А сегодня у моего однополчанина Гурова свадьба. Собственно, поэтому я тут. Когда-то вместе с Гуровым, студентом философского факультета из Киева, мы служили вместе в войсках «Гражданской обороны», потом он перебрался в Лондон. Пару лет назад, когда я только-только начал жить в Москве, он нашел меня через Интернет, встретились и снова задружили. Гуров из Лондона, а из Питера его невеста, Наташа, которую он зовет Боярыня.

Иногда события закольцовываются. Отец очень хотел, чтобы я полюбил искусство, возился со мной, показывал репродукции, специально потратил отпуск на преобщение к первоисточникам. Понятно, почему он повёз меня именно в Ленинград, а не в Москву: в столице аутентичного искусства много меньше. Хотя тогда отец любил передвижников и мог бы показать мне сокровища Третьяковской галереи. Но он повез в Питер, так как здесь Эрмитаж и в Эрмитаже много Рембрандта. Он очень хотел показать мне «Данаю» и «Возвращение блудного сына». Незадолго до отъезда, мы всей семьей пошли в кинотеатр им. Пушкина и смотрели в нём фильм «Калина красная». Перед фильмом показывали документальный киножурнал (так раньше часто делали), посвящённый Рембрандту. В память врезалась пятка блудного сына, крупно показанная во весь экран. Я уже не смеялся несообразностям, потому что знал – это искусство.


Нужно ли говорить, что в этом году всё просвящённое человечество празднует 400-летие Рембрандта? Нужно. Потому что великий мученик светотени, мастер передачи полутонов и странных источников света, темнеет с каждым годом. Точнее, картины его темнеют, становятся всё глуше и глуше. Что-то, видимо, с ними происходит, но источники света пересыхают как родники в горячей пустыне.

Который раз бываю в Питере (теперь, когда переехал в Москву, возможность бывать здесь возникает часто), но каждый раз обстоятельства складываются так, что ты проходишь мимо Эрмитажа. Дела, знакомые, обстоятельства какие-то, вот ты и проходишь мимо и мимо. Некогда ты специально ехал за тридевять земель посмотреть на чумазую пятку блудного отрока, одетого в рубища, а теперь и зайти недосуг. Вот Венечка Ерофеев, видимо, по той же самой причине никак не смог дойти до Кремля, а коренные москвичи до савратовских «Грачи прилетели».


Locations of visitors to this page
Tags: НМ, Питер, Праздные люди, прошлое
Subscribe

  • Мои последние тексты в Топосе

    Заливной язык — Роман М. Гиголашвили "Захват Московии" вызвал споры и даже неприятие, так как перед критиками было поставлено зеркало, в…

  • Мои новые тексты в Топосе

    Каллима. За облаками — Выставкой А. Каллимы "Считай, что тебе повезло..." винзаводовская галерея Марата и Юлии Гельман закончила многолетний…

  • Мои новые тексты в Топосе

    Концерт российской государственности — Концертное обозрение. VII Фестиваль Оркестров мира, порой, противоречил самому себе: три пары концертов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Мои последние тексты в Топосе

    Заливной язык — Роман М. Гиголашвили "Захват Московии" вызвал споры и даже неприятие, так как перед критиками было поставлено зеркало, в…

  • Мои новые тексты в Топосе

    Каллима. За облаками — Выставкой А. Каллимы "Считай, что тебе повезло..." винзаводовская галерея Марата и Юлии Гельман закончила многолетний…

  • Мои новые тексты в Топосе

    Концерт российской государственности — Концертное обозрение. VII Фестиваль Оркестров мира, порой, противоречил самому себе: три пары концертов…