- какими видами связи ты сам, как писатель, пользуешься, общаясь с людьми (с читателями своими)?
- литературные сюжеты сильно зависят от того, какой вид связи доминирует в данный момент в обществе? ведь масса сюжетов построена на том, что кому-то не передали записку или кто-то до кого-то не дозвонился
- и вообще, то, какой связью ты в основном пользуешься, как-то может повлиять на твой образ жизни?
1)Понятно, что бумажную почту уже давно заменила электронная. Теперь даже странно получить письмо в конверте и в почтовый ящик приходится заглядывать много реже, чем в электронный. Ничего с этим не поделаешь – конка или печка-буржуйка тоже ведь обладают определенным обаянием аутентичности, однако, все решает польза дела. Приготовление еды на микроволновке проще и легче, механистичнее. Несмотря на то, что такая еда кажется менее ароматной и вкусной, все сплошь и рядом пользуются микроволновкой, тогда как печка-буржуйка всё больше и больше превращается в аттракцион, этнографическое приключение.
Так и с письмами. Конечно, здорово, что бумага хрустит и обладает запахами, однако, электронные сообщения тоже не лыком шиты. Тактильные ощущения заменяются здесь, ну, например, звуковыми (смски или аська) или визуальными. Это ни хорошо, ни плохо, так есть. И можно, отработав рабочую неделю за компом, вылезти на выходные к морю, откуда в расслабленном состоянии, после пляжа, ты посылаешь открытку с экзотическими видами своим близким и друзьям…
2) Понятно, что главная коммуникация писателя – его книги. Честно говоря, я избегаю встречаться со своими читателями напрямую. Постоянно зовут выступать, но, по возможности, я отказываюсь. Почти всегда. Когда отказаться невозможно и ты, все-таки, выступаешь, то тебя накрывает волна странной неловкости. Будто бы ты вводишь людей, слушающих тебя в заблуждение. Ведь они уже придумали твой образ на основе того, что ты написал. Очень редко писатели соответствуют своим книгам. Мне много приходится общаться в писательской среде… Нечасто писатели оказываются интереснее своих книг – «пока не требует поэта к священной жертве Апполон…» и тд.
Нынешние культурные стратегии предполагают публичное существование литератора и литературы. Мне это кажется неправильным. Я не люблю публично расчесывать свое тщеславие. Написав книгу, я уже сделал все, что мог. Остальное – от лукавого. Все-таки, чтение – процесс интимный.
Хотя я бы мог допустить публикацию в своих книгах электронного адреса, по которому читатели могут присылать письма. При советской власти так еще делали…
3)«Часы и телефон
В их сути повседневной
И фабула и фон
Для драмы современной» - написал Юрий Левитанский и был прав. Два из четырех моих романов, так или иначе, завязаны сюжетно на современные виды коммуникации. В «Ангелах на первом месте» престарелая актриса начинает получать на свой абонентский ящик письма, которые адресованы другому человеку. Неизвестный автор вопиет о помощи и угрожает самоубийством, поэтому актрисе ничего другого не остается как найти того, кто пишет. Или ту, кому пишут. В «Нодельме» девушка-сисадмин влюбляется в своего коллегу и, воспользовавшись своим служебным положением, начинает выслеживать возлюбленного в Интернете, отслеживая куда он ходит и чем там занимается. Кроме того, она начинает бомбордировать его электронными посланиями и беседовать с ним в чатах… Так что, как видим, действительно, современные способы связи вполне могут ложиться в основание сюжета современного романа. Другое дело, что вопросы, которые решаются с помощью этих «продвинутых» средств связи остаются неизменными. Еще Бродский сказал, что всерьез можно говорить только об истории костюма, а все остальное – «вечные вопросы» любви и смерти, предательства и героя, остаются неизменными. Меняются лишь декорации.
4) К сожалению или счастью, я совершенно конченный компьютерный человек. Вся моя жизнь крутится вокруг моего лептопа. Даже на службу я не хожу, предпочитая обсуждать все рабочие вопросы в «аське». Мне, существу приватному и сугубо частному, так удобнее. В качестве главного инструмента общения меня вполне устраивает «Живой Журнал», дающий возможность общаться только с тем, с кем ты хочешь и тогда когда ты хочешь. Ну и ровно столько сколько оно тебе нужно.