paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Горби

Конечно, у меня всегда было двойственное отношение к Горбачеву. Его определяла фраза кого-то из лагерников в адрес Хрущева. Бывший арестант выразился в том духе, что несмотря на всю кукурузу, мы должны быть благодарны Хрущеву хотя бы за то, что он выпустил всех из лагерей. Освободил. Горбачев - наш хрущев-освободитель. Очевидно, что преобразования страны были "запланированы" самим ходом истории, состояние производственных сил и производственных отношений создавали ситуацию, в которой автономное существование огромного материка было невозможным. Горбачев был призван историей, явился ее заложником, выразителем внутренней логики. И он смог. Потому что после смерти АндроповаЧерненко были планы сохранения социалистического статус кво, дальнейшей консервации ситуации. При нарастании, абсурда и сопротивления. Но - сохранили бы. Горбачев выступил в роли Пандоры,открывшей черный ящик.Обо всех последствиях своих деяний он не подозревал, не думал даже. Просто проковырял дырочку, а оттуда понеслось. Понеслось и смыло. В том числе и его самого. Возможно (скорее всего) процесс пошел не так, как он планировал. Но ведь пошел же. И тут возникает вопрос о роли личности в истории. На месте Горбачева мог бы оказаться совершенно иной, более осмысленный человек. Дырочку бы проковыряли рано или поздно. Но проковырял-то именно он. Значит, это та самая личность, которую можно оценивать. Оцениваем. Любим, наверное. За это.

И еще. Мне никогда не нравился Ельцын. Я даже не ходил за него голосовать - так как понятно же, что подстава. А вот Горбачев... Беспредела тогда не было. А стыд был. Романтик и, можно сказать, поет от политики, он делал много неправильного, но был при этом достаточно человечным. Человеческим. Не медийным персонажем, не пьяным роботом, но вполе реальной допостмодернистской личностью. Это особенно хорошо видно по отношению Горбачева к культуре и искусству. Не случайно, что перестройка начиналась именно с гласности, с преобразований в духовной сфере, с "Огонька" и "Московских новостей". С "Фонда культуры", наконец. И культурный ренессанс 80-х и 90-х возрос именно на этой высвобожденной энергии. Как на дрожжах ведь поднялся.


Я видел Горбачева вживую один раз. В театре "Современник" на "Большевиках". Приехал очередной раз в Мск, знакомые достали билет. Я, разумеется, опоздал и не мог понять, почему меня отовсюду гонят. Наконец, прикорнул на балконе, от края которого меня отгонял дюжий охранник. Потом начался антракт и я увидел почему - рядом, в трех, что ли, метрах от меня, крупным планом (в памяти так и отложилось) возникли Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна. А в конце спектакля, по ходу действия начинают петь Интернационал. И тут зал встал и запел интернационал в полном составе. Не знаю, на каждом спектакле "Современника" возникало такое стихийное, неорганизованное вставание или только на этом. Но... Я ведь тоже встал и запел. Можно сказать, в едином порыве.И сильные патриотические чувства охватили меня холодным пламенем, я испытал нечто вроде того, что Николай Ростов испытал при виде Императора, швыряющего в толпу бисквиты. Помню эти ощущения до сих пор.

"Свобода - когда забываешь отчество у тирана", правильно написал Бродский. Горби - не тиран. Его отчество помнить можно. Как и отчество нашей "принцессы Дианы", которой так трогательно оказалась Раиса Максимовна.


Locations of visitors to this page
Tags: СМИ, прошлое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments