paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

"Золотой теленок"

Я всё время не понимал - что же у меня свербит из-за всех этих фильмов последнего времени. "Мастер и Маргарита", "Золотой теленок"... Словно бы внутри заложено некое несоответствие, во-первых, не позволяющее правильно оценивать увиденное, во-вторых, сопровождающее просмотр душевным дискомфортом. А сегодня наткнулся на интервью сценариста "Золотого теленка" Ильи Авраменко в "Комсомолке":
http://www.kp.ru/daily/23654/49617/

Важно здесь даже не сенсационное разоблачение съемочной группы, а комментарий после интервью, которое дал продюссер фильмы. Который говорит, что "с точки зрения продаж" фильм себя оправдал. Понятно, что продукт. Понятно, что под продажу. Однако, несоответствие возникает из-за того, что мы воспринимаем и "Теленка" и "Мастера" как экранизацию, тогда как ленты сняты в жанре сериала.

Что такое сериал - полая внутри форма, выхолощенность, голая процессуальность. Следование сюжетной канве. Суть выплескивается вместе со смыслом. В "Теленке" всего десять серий, а если в фильме сорок или сто? Такой безразмерный глист, который можно в любой момент остановить или с любого места продолжить. Кино для ушей, движущееся радио - главное, чтобы от жизни не отвлекало, от борщей всяких. Все знают, что оперу смотрят, а сериалы - слушают. Тогда как сценарист сокрушается об отсутствии крупных планов. Гы.

Экранизация - это всегда концепция, интерпретация, герменевтика, однако. Какая герменевтика может быть у сериала. Гы.


Вот и возникает промежуточность, межумочность - ни себе, ни людям: с одной стороны - чистый оксюморон: главные сокровища нашей духовки - классика скрещивается с тв попкорном. С другой - окончательно превратить высокую прозу в низкосортное мыло совесть не позволяет. Выходят хилые и нежизнеспособные мутанты. В этом смысле интересный случай - "В круге первом", чье занудство - родовая черта самой прозы Солженицына, с которой не совладал даже высокопрофессиональный Панфилов. Многие пишут о непредсказуемых смыслах (фильм неожиданно оборачивается апологетикой сталинщины, советчины и тд), которые вдруг поперли из аккуратной экранизации. В том-то и едло, что "В круге первом" - экранизация, а не сериал. Впрочем эффект всё тот же.

С нетерпением жду "Доктора Живаго". Держа в голове снежную вампуку с Омаром Шерифом. Внутри романа Пастернака зашиты вполне себе сериальные ходы и совпадения. Что-то будет.

Кстати, еще один симптоматичный поворот темы: обнародуя интервью Авраменко для "Комсомолки", "ПолитРу" перепечатывает его практически полностью, снабжая оригинальным заголовком и вынося в рубрику "самые посещаемые материалы" портала: http://polit.ru/culture/2006/02/07/balagan.html Собственно, там я его и нашёл. Нет, всё нормально -политес соблюдён: на "Комсомолку" ведёт самая что ни на есть прямая ссылка, я про иное - про будничность операции: берется оригинальный текст и пересказывается своими словами, обильно цитируется. Так создается информационный повод. Особенно это заметно в поисковиках, когда все начинают цитировать одни и те же пресс-релизы. Извивы профессии: когда верхом профессионализма оказывается максимальное отступление от текста пресс-релиза. Мастерство заштукатуривать первоисточник. Почти уже не замечаем. Почти уже перестали замечать.

Просто в случае с "Золотым теленком" (пустота порождает пустоту) это как-то стало особенно выпукло и заметно. Впрочем, возможно, я, как всегда, преувеличиваю. Преувеличил.


Locations of visitors to this page
Tags: телевизор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal