paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Мамардашвили. Лекции о Прусте 19 - 20 -21

19.
318. Мы не можем опереться на прошлое, потому что истина, красота и добродетель (и так далее) существуют в той мере, в какой они в каждый данный момент питаются и непрерывно воспроизводятся возраждаемым и непрерывно заново переделываемым усилием.
321. "Золотые двери" реальной нашей жизни - это то, как сложатся наши судьбы, в которых играет роль случившееся переживание дерева, а не наблюдаемые деревья.
322. Эрудиция - бегство от жизни.
324. Незнание на другом языке называется ревностью.
330. Герой - тот, кто совершает не то действие, которое уже записано сцеплением причинных цепей, а действие, в начало которого он становится сам. Ему не подходит просто автоматически выполнить записанный ход. Он хочет понять смысл.
331. Метафора есть выпадание из последовательности (пространства расположения смыслов).

20.
334. Истина установилась, и совершившееся сплелось с другим свершившимся, все части твоей жизни расположились вокруг тебя, упаковав в себя куски твоей души, они окружают тебя, находясь с тобой как бы в соседстве, может быть, видном какому-то наблюдателю, но не тебе.
335… всё, что не из меня самого, - недостоверно, неочевидно и не обладает признаком истинности…
339. Автором произведения является не эмпирически известный нам Пруст, а тот, кто рождается романом или внутри него.
342. "благотворного припадка сумасшествия, каким является сон…."
346. Звуком мы называем материю явления, которое указует на какие-то гармонии внутри нас, а нашей душе. За звуком мы угадываем не причины, а состояния нашего существа…


21.
22.
371. Мои состояния являются секрециями тела, но тела не анатомического, а созерцательного.
371. Ведь большинство вещей в мире, которые стоит понимать таковы, что требуют не глаз, а поворота глаз души.
23.
386. Его интересует на самом деле то, что является впечатлением, или, иначе говоря, текстом.
384. Ведь мы ожидаем, что истина будет нам прислана по почте в готовом завёрнутом виде, в конверте - вот только почему-то почта плохо работает, и мы готовы обратиться к министру, в предположении, что он владеет истиной.
385. Полнота духовной жизни и её развёртывание зависят не от богатства окружающего мира, а от того, во что мы вложились перед этим.
386. Скажем, совесть, честь. Если я считаю ценностью честь и стремлюсь к ней, то это означает только одно - во мне она уже есть. Иначе если бы её не было, то я бы к ней не стремился.
Из чего следует простой факт: если кто-нибудь где-нибудь, в какой-нибудь точке пространства и времени приходит в контакт с таким материалом - скажем, я понял великую мысль или установил ценность чести, - если это случилось, то там уже есть всё. Значит, мы имеем дело с какими-то саморавными явлениями или тавтологиями, которые распростёрты на многих точках пространства и времени. Если я понял Паскаля, а он жил триста лет тому назад, и понял закон устройства сознательной жизни, - значит, я сам творчески сотворил эту мысль. Сотворил, если уже понимал.
387. То, что я понял, есть лишь проявление того, что я понял, что во мне уже есть.
Истинным может быть лишь то, что требует интерпретации, возникает на её основе.
388. истиной нельзя обладать, она должна воссоздаваться в каждой точке и по всем частям. И это воссоздание называется интерпретацией. То есть истина есть интерпретативное явление.
Когда предполагается, что кто-то наверху знает что-то (а нам не положено знать, это секрет), то это означает, что он тоже ничего не знает. Потому что такова природа существования истины.
"сам не зная почему, я позволил завлечь себя на смертельный путь знания…"
389. Обычно мы считаем, что есть текст и есть акт его чтения, а я вам предлагаю другой вариант: текст, который складывается в качестве текста актом его чтения. Самим актом извлечения смысла.



Locations of visitors to this page
Tags: Пруст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments