paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Мамардашвили. Лекции о Прусте 14-15-16-17-18

14.
244. Мы не переживаем горе - мы переживаем его кусочек. Оно случилось всё целиком, но мы должны его пройти. И мы проходим. Не только когда оно чужое, но и когда своё. На всё мы реагируем лишь частью своей души... мы можем быть взволнованны только частью нашей души...
245. Кант: "Душа, полная чувств, есть величайшее из возможных совершенств". Это абсолютно точно. Если мы хотим быть живыми. А быть живыми означает невозможную для нас вещь: пребывать каждый момент в полноте чувств. В полноте того, что мы в действительности ищем за предметами. Это и есть высшее совершенство.
251. Сожаление или желание. Это одно и то же.
252. Желание всегда тем сильнее, чем менее определенный предмет оно имеет. Поскольку структура желания такова, что за каждым предметом желания в действительности мы хотим и желаем всегда чего-то другого. Всегда другого.
"Во всех наших переживаниях, во всех привязанностях к другим людям мы больше всего верны самим себе."
15.
259. В нравственной русской истории не выработались структуры личности. А это единственное, что может держать, всё остальное - песок, на котором нельзя ничего построить. Нужна форма.
260. На жестах, вскриках и выскакиваниях на баррикаду делается не всё; всё решается в других местах - пластах народной души и народной гражданской жизни.
Всё, что есть в нас человеческого - не наши свойства, а продукт цивилизации.
266. Наша духовная жизнь - метафизика, литература, искусство, право, мораль - имеет в своей основе излишество, динамическую избыточность, которой нельзя придать смысл и которая неразрешима ни в каких терминах пользы, ни в каких терминах конкретной ситуации.
267. Пруст создал структуру, и она увеличивается тем, что мы её понимаем. При этом она остаётся сама собой, то есть в одном экземпляре, но в неё вливается бесконечность интерпретаций.



16.
271. "Совершенный артефакт" -- существенная проблема, в свете которой мы можем понять в истории культуры и истории нашего духа. Например, свойством таких совершенных артефактов обладает форма купольного свода. Однажды изобретённая, она воспроизводится бесконечно, поскольку содержит в себе бесконечное число возможностей, не закрываемых конечной формой самого артефакта.
273. Вся проблема ХХ века состояла в открытии того, что на самом деле было всегда, просто мы не всегда знаем то, что есть и было, а открываем и нам кажется, что как раз в этот момент оно и возникло.
274. Само чувство, само благородное желание не являются созидательным фактором или элементом в области морали, как и в области искусства.
275. Мысль, как и наше эмоциональное состояние, невозможно вызвать собственной волей. Ведь мы не можем придумать хорошую мысль, захотев придумать её. Этот факт, если вдуматься в него до конца, содержит в себе всю философию и всю психологию. А с другой стороны, если мысль подумается, то она мгновенно нами узнаётся - в качестве интересной, новой, глубокой или точной. И как же она тогда возможна (Сократ)?
274. Мы понимаем случайно: понимание сказанного не задано и не может быть задано сочетанием слов...
283. Имеет смысл ревновать, если тебе во время ревности открывается понимание структуры, почему вообще существует ревность.
284. Поступком может быть только то, что можно назвать вечным поступком; это было, и сейчас то же, потому что это было.
285. Метафора - и есть реальность.
17.
287. Все устанавливается на уровне нашей собственной души. В этом смысле мы не можем положиться ни на какие внешние события, большие или маленькие, катастрофические или счастливые, а можем лишь высвобождать и развивать свою душу, будучи уверенными, что будущее установится на уровне нашей души.
Тот, кто обращает внимание на факты - не видит закона... А не увидев закона, мы будем жертвами.
288. Когда мы не можем найти себя, глядя на видимые вещи, мы обращаемся к невидимому, которое есть какая-то странная подлинная манера жизни, из которой состоят события и вещи, но она невидима, ненаблюдаема.
В предметом мире мы не можем двигаться ни назад, ни вперед, мы находимся в пустоте и эта пустота занята особым актом, который я условно назвал художественным и который можно назвать иначе - действием воображения.
Воображение есть способность видеть невидимое... Для того, чтобы видеть вещи, доступные нашим органам чувств, никаких слов не надо, их даже не нужно называть.
Воображение есть то, изображение чего держится лишь силой слова.
290. То, что мы знаем - нам не принадлежит, то, что я знаю - не моё. Моё - лишь состояние.
292. Нет никакой разницы - увидеть русалку или увидеть любимую женщину: в том и в другом случае мы видим эманации сознательной жизни, одинаково не имеющие ничего общего с предметной реальностью. Вы скажите мне, что русалок не существует, но я уверяю вас, что люди видели русалок. Причём под видением я имею в виду реально осуществившийся акт сознания. Люди видели, а не просто придумали какие-то сказочные существа.
18.
о Гамлете (314)



Locations of visitors to this page
Tags: Пруст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments