paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Мамардашвили. Лекции о Прусте 11-12-13

11.
180. Малларме: "Плоть печальна, увы." Мысль, присутствующая от Пифагора до Канта: наша чувственность, наше психофизическое устройство, по определению, патологично.
181. Всякое строгое рассуждение, научное или философское, начинается с выявления того, чего мы не можем. Все законы есть прежде всего, отрицательные определения, они указывают на то, что невозможно по природе. Та причина, по которой что-нибудь невозможно, называется законом.
182. У пространства есть геометрия, а у времени есть психология.... то есть точки времени имеют какие-то психологические пометки, и, следовательно, они так взаимно расположены друг относительно друга, что это нам что-то позволяет и чего-то не позволяет - испытать, почувствовать, понять.
Истина ситуации состоит в том, чтобы в ситуации страстей, которыми мы заброшены или замкнуты на какие-то предметы наших желаний, стремлений, ценностей, пройдя эти предметы, узнать за ними божества, чтобы узнать, что в действительности дело было не в предметах, а в каких-то богинях, с которыми мы обручены. И узнав это, оставить в покое других, лишь тогда мы сможем с ними жить, а иначе наша общественная жизнь общения будет адом.
187. Закон нашей психологической, психической жизни: пока я не прошёл предел страдания или отчаянья (а отчаянье есть отсутствие надежды), я невозможен ни для себя, ни для других; лишь за этим пределом я становлюсь для себя допустим и возможен, и для других тоже, и другие для меня. За отчаяньем начинается другой срез нашей жизни, то есть другая жизнь, более реальная, чем та, которая является нашей повседневной жизнью... за пределом пройденного отчаянья. Когда ты ничего не требуешь и не ожидаешь от других.
189. потерянное время - это время, когда не было что-то создано.
190. В состоянии понимания мы оставляем мир в покое. Мы не занимаемся ни другими, ни собой, а только тем, что есть. Вот это слово "есть" и есть то, что в философии называется бытием. То, что есть на самом деле.
197. Пруст: "Нет вообще причины, чтобы вне нас, в каком-либо реальном месте сохранялись скорее картины памяти, чем картины сна (2, 752)". Введите мне здесь различение - как отличить картину сна от картины памяти, если я локализую это в каком-то реальном месте. Нет причин для различения.
198. Что такое дружба? Это, прежде всего, разговор с другом. Есть существенное различие между другом и женщиной: с другом нельзя спать. Спать можно с женщиной, то есть рискуя, а в дружбе такой риск отсутствует. Риск же конструктивен для человеческого существа, несопоставимо более конструктивен, чем пустая экзальтация дружбы.
200. "Есть только один способ писать для всех - не думая ни о ком."
Дружба... выталкивает нас из самих себя.
202. Воображение, путешествия, непосредственные действия прямое удовлетворение желаний - все это область прямая по отношению к нам.
203. Мобилизация сил состоит как раз в том, чтобы выпасть, не попасть в игру готовых ассоциаций, готовых сцен, заложенных в тебе, как в конкретном психо-физическом существе с определённой биографией. И не подставлять содержание своего внутреннего мира под расшифровку обращённого к тебе впечатления, которое говорит: "Воскреси меня".
204. И это самое трудное - жить в настоящем.


12.
211. То, что мы говорим, руководствуясь дружескими чувствами, -- несообщимо. Сообщимо только реальное. А вот что реальное, мы пока не знаем.
212. В серьезных разговорах нуждаются люди, не имеющие внутренней жизни, а люди, у которых есть интенсивная внутренняя жизнь, как раз выходя из неё, нуждаются только в фривольных разговорах.
213. Дружба снимает с нас обязанности жить для самих себя. Пруст: "Сама беседа, которая является лишь способом выражения дружеских чувств, является разглагольствованием, которое ничего не даёт и из которого ничего приобрести нельзя. Мы можем толковать всю жизнь, не сказав при этом ничего, кроме повторения пустоты одной минуты."
13.
223. Сквозная тема Пруста: всё, что мы любим, к чему мы привязаны, даже самые дорогие для нас существа являются лишь манекенами, которые на какой-то момент времени, на секунду попозировали нам. Для снимка нашей души, которая развивает себя.
Проходя через самые дорогие существа, мы узнаём ту материю, из которой состоим сами.
224. если я опишу книгу, как её вижу, то я не опишу реальность. Потому что между страниц книги уже лежит горячее солнце и ветер тех моментов, когда эта книга уже фигурировала в комплексе наших чувств, нашей сознательной жизни. А если я описываю её так, как она якобы есть - я не описываю её, как она есть. Это проблема индивидуальности, или того ограничения, которое накладывает на нас индивидуальность нашего переживания мира.
225. Сущность - это "эссенция" -- частична, субъективна и несообщаема.
226. Мистика - это растворение себя, ощущение растворённости и неотличимости себя от мира.
227. Что такое время? Оно есть предельное отличие предмета от самого себя. Как пространство есть отличие одного предмета от другого.



Locations of visitors to this page
Tags: Пруст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments