paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Мамардашвили. Лекции о Прусте. 4-5. Выписки 1995 года. Анечке.


4.
60. У писателя-модерниста "фигурирует не только построение сюжета, но и построение фигуры самого романиста... Таким построением романа Пруст отвоёвывает судьбу - или у судьбы отвоёвывает что-то.
63. в точке соприкосновения с другими людьми я нахожусь на поверхности самого себя и не могу заглянуть вовнутрь.
65. Имитация, или мир имитаций, предполагает, что такие явления, как истина, добро, красота являются качествами, физически присущими определённым предметам. Цветок по определению красив. Поэтому возможна имитация цветка. Доброта - тоже имитация.
65. для философа благими намерениями вымощен ад.
67. Пруст: "Подлинные книги должны быть не детьми дня и не детьми бесед, а детьми темноты и молчания"
68. сама философия - это всё только личное.
68. Самые личные вещи (по Шестову) смерть и понимание.
69.Философствовать можно только о том, что обладает свойством личного.
69. Третья личная вещь (+ смерть и понимание) - это тень. "Моя тень есть моя тень, как ваша тень есть ваша тень."
69... К истине мы приходим только из своей тьмы. Тьма - только наша. Если нет только нашей тьмы, то мы не приходим к истине.
69. Для того, чтобы была мысль, должна быть темнота, которая заставляет мыслить.
73. Что такое писатель как "соль земли"? Это предположение, что есть нечто, само по себе высокое, благородное, есть некий носитель совести. Сам по себе. Я - писатель, и поэтому я - носитель совести. Я высок и благороден, и значит, благородно моё занятие. Но, по Прусту, мы уже знаем, что нет самого по себе ни высокого, ни благородного, ни глубокого. Мы знаем, что реклама мыла равна "Мыслям" Паскаля. По тем истинам, которые в них можно обнаружить. А истины можно откопать, только идя к ним из своей тьмы, из своей темноты.


5.
77. И Пруст замечает, что часто такие литературно-мечтательные сцены - сидеть с прекрасной женщиной в коляске и медленно двигаться по Булонскому лесу, пересекая то солнечный свет, то тень листвы... - так и остаются мечтами, поскольку когда в жизни мы действительно оказываемся рядом с прекрасной женщиной, когда исполнилось, казалось бы, то, о чём мы мечтали, вдруг всё это оказывается ничем, мы ничего не чувствуем... Познание не есть познание этих внешних вещей, извне наблюдаемых, а есть познание непроизвольных ощущений.
77. Пруст всё время говорит о точках: из какой точки я наблюдаю, в какой точке рядом со мной находится предмет...
79. Те качества, которые, как мне кажется, принадлежат предмету и вызывают во мне какие-то состояния, в действительности вызывают их во мне сжавшись. В сжатом акте восприятия женщина прекрасна, она меня волнует, а на самом деле - это сжатый акт того, что я перед этим тысячу раз и в каждый данный момент оживлял своим отношением, своим состоянием. А если нет, то я отсутствую, даже если она рядом со мной в коляске или за ресторанным столиком.
79. Я сказал: если моё желание раздувает щёки Альбертины, -- тогда они пухленькие. Но в действительности психологический закон состоит в том, что меня волнуют не пухленькие щёчки, хотя я и считаю, что это так, и поэтому ценю именно их; если они, надувшись, стали пухленькими, -- тогда я их вижу.
81. Мир в действительности не был однажды создан, чтобы потом существовать и пребывать. Мир в действительности - непрерывно творится. Это концепция непрерывного творения мира. И этот тезис, или образ непрерывного творения, нам нужно держать в голове. Потому что обычно мы, естественно предполагаем, что вещи в мире, как и сам мир, существуют как бы сами по себе и сами по себе длятся. В том числе длятся и люди со своими определёнными качествами, свойствами. Что мы находимся в мире наблюдаемых вещей, которые существуют сами по себе, и в этом мире якобы развивается наша психологическая жизнь, совершаются шаги нашей судьбы. Но на самом деле наши шаги совершаются в другом мире, в том мире, который непрерывно заново воссоздаётся.
81. а что значит: каждую минуту воссоздаваться? Это значит, что предмет не есть сам по себе, он не действует, а пульсирует...
82. Узнать, понять, увидеть можно лишь то, что есть в душе. А если этого нет, то увидеть и понять нельзя. Ведь я не вижу женщины, которой нет в моей душе.
83. Познание есть разговор души с самой собой о том, что в ней есть. А чего нет - того нет.
84. Проблема познания означает задачу увидеть нечто "первым светом". В данном случае под познанием имеется ввиду такое познание, которое имеет экзистенциальное значение. Ты или познал или погиб.
85. Человек - это такое существо, которое не имеет никакой заранее заданной меры. Мера устанавливается каждый раз заново.
87. мерцание, где промежутки мерцания есть промежутки между человеческим и нечеловеческим, то есть свободным от человека, от его измерений, его предрассудков, от его актов наблюдения, с их значениями готового мира. Каждый раз пульсирующее выпадение в нечеловеческий мир...
87. Темнота - это прежде всего невозможность знания, невозможность делать что-то знанием. Эти слова, звучащие так туманно, в действительности относятся к тому, что каждый из нас знает безусловно. Они сами собой разумеются - и именно поэтому для нас непонятны.
87. моё состояние радости, волнения нельзя получить из качества предмета.
87. я не испытал этого чувства потому, что я его не воссоздал. Воссоздание, необходимость воссоздания чувства и его неданность и есть темнота. И у каждого из нас она индивидуальна. Она неповторима.
88. ........крика молчания........
88. Достоевский: персонаж не знает, что есть истина, и должен её породить. И герои Достоевского как бы живое воплощение и иллюстрация этого факта, что не существует актов добра или ума, которые совершались бы в мире путём их выведения из уже существующего свода законов добра и истины. Сначала у тебя должна быть темнота, ты должен обеспокоиться не-данностью конкретного их облика и начать двигаться в этой темноте. Потому что личное непонимание есть тоже понимание, когда оно достигнуто.
89. (кусок про Ницше) Вера в Христа не имеет никакого значения, если ты не породил заново образ Христа, идя из глубин своей темноты. Всё здание цивилизации - песок зыбучий, поскольку не порождено из дух тех, кто занимается имитациями, ходит в церковь, молится или участвует в создании "культурных ценностей". Всё это рухнет, считает Ницше, потому что ни на чем не основано... А устойчиво только то, что порождено каждым. Или порождено заново.
90. Движение к миру без людей является условием мира людей. Если я иду к нечеловеческому миру, к сверчеловеку, то только по ходу моего движения и будет складываться действительный облик и существо человека, которого самого по себе, без этого движения, не существует.



Locations of visitors to this page
Tags: Пруст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments