paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Мамардашвили. Лекции о Прусте (2-3)

26. Милое привлекательное лицо и тело страшной змеи с жалом, которое скрыто, как у скорпиона.
27. Я хочу задать вам образ истины, похожей на ложь.
28. Если мы действительно думаем, то думаем то, что уже подумали другие
29. А добро можно делать только на собственный риск, за свой счёт.
32. Не дарят ожерелье той, которую любят, а любят ту, которой дарят ожерелье.
33. Живя, мы настолько повязали себя разными вещами, настолько раздали себя в разные вещи, настолько частицы нашей души рассеяны, что можно открывать великие мысли или великие красоты не только в "Мыслях" Паскаля, но и в рекламе туалетного мыла. То есть для познания истины и видения красоты или установления искреннего выражения чувств можно с одинаковым успехом взять и "Мысли" Паскаля, которые проходят у нас по департаменту высокой культуры, и рекламу туалетного мыла - и сделать такие же великие открытия. У Пруста здесь молчаливая, не высказанная пометка: при условии, что мы вложились, ангажировались, если мы сознательно заполнили мир своим присутствием...
34. Путь - это то, где мы не удваиваем время.
36. есть категории вещей, которые одноличны. Они объединяют такие вещи, которые могут быть или не быть только собственной персоной. Обычная теория обучения скрывает тот факт, что в конце концов понимаю я, что акт понимания не совпадает с тем, как организована цепь передачи знания...
39. Помните, кто у Данте и за какой грех заключен в деревья? Самоубийцы...


3.
44...в русской, не слишком грамотной культуре...
49... соединяется с самим собой, то есть, с истиной...
51. Эстетическое качество предмета не имеет никакого значения для открытия красоты. Только дураки думают, что открытие красоты зависит от количества красивых предметов...
52. Пруст считал, что дружеские разговоры даже с самыми умными людьми или не имеют никакого значения, или имеют минимальное значение для нашего развития, для узнавания чего-то, для нашего очеловечивания, по сравнению с любовью к самой ничтожной женщине. Если ты поставил на карту, если ты мог погибнуть - тогда это более существенно, чем светское общение с лучшими мыслителями и писателями твоего времени.
54-55. Мы обычно полагаем, что ценность нашей души увеличивается в зависимости от ценности и величины тех событий, которые мы наблюдаем. Мы чувствуем себя великими и большими, когда наблюдаем или описываем великие события (поэт революции тем больше, чем революция больше обычных событий, или поэт эпических событий тем больше, чем эпическое событие больше обычного состояния). Никакие внешние вещи, никакие события этого пространства не способны не возвеличить нас, ни унизить. Потому что в конце концов все решается там, в этой точке, где мы стоим - и движемся внутрь себя. Никакая сила внешних событий не решит наших проблем, если мы сами не ангажированы в их решение.
55. быть зрителем космических событий или катастроф - не очищает, не возвеличивает и не освобождает человека. Потому что в конечном итоге все будет решаться не космическим масштабом развала, а размером того, что ты сам сделал и на что ты способен.
56. Всё зависит от того, есть ли у нас некоторый внутренний и бескорыстный объект. То есть объект, не существующий во внешнем пространстве.
57. Предназначение - внутренний непрактический и бескорыстный предмет или бескорыстную цель.
57. Метафизикой (= наше предназначенье) мы и будем называть нечто, чему нельзя придать смысл в рамках нашей жизни и её условий.
57. Если всё, что имеет смысл, имеет смысл только в условиях и рамках моей жизни, то быть добрым, воспитанным, вежливым и так далее не имеет никакого смысла.



Locations of visitors to this page
Tags: Пруст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments