paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:
  • Music:

Анечке, читающей Пруста 1.

Выписки из книги Мераба Мамардашвили "Лекции о Прусте" (первая цифра - номер лекции, вторая - страницы). Делал для себя. в 1995 году еще аж. Но показалось интересным на сейчас...

1.
11.Философией в Прусте я называю некоторый духовный поиск..., не как рассуждение, не как построение эстетической или философской концепции, а как задача, которую древние называли "спасением".
12. Пруст, кстати, сам говорил, что его роман - это предложение читателю воспользоваться им для того, чтобы решать собственные задачи; поэтому читатель может распоряжаться романом произвольно, как своего рода машиной, которая производит какие-то эффекты, и читатель может её использовать, чтобы в себе самом произвести какие-то эффекты.
16. Психотехника. То есть, слушая или внутри себя понимая говоримое, мы должны будем приостанавливать в себе действие автоматических ассоциаций, что идут по путям, уже проложенным в языке и в нашем сознании.
18. Философия часто состоит из тавтологий.
19. Сквозной образ мира Пруста, всего романа Пруста - образ путешествия особого рода, некоторого внутреннего путешествия, которое можно проделать, не совершая путешествия реального.
19. - paradis perdus: потерянные раи.


20-21-22. Основные психологические механизмы, не позволяющие нам узнать самих себя. Это - ленность. Ведь что такое экзистенция? Экзистенция это то, что ты должен сделать здесь, сейчас. Она исключает откладвание на завтра, или перекладывание на плечи другого... Ты должен сам. А человек не склонен это делать... Страх - второй психологический механизм, связанный с первым, который закрывает нам колодец души. Но страх не в обыденном смысле слова, как боязнь чего-то конкретного, а страх узнать - как на самом деле обстоит дело. Вот чего - особенно если для этого нужно расстаться с самыми идеальными, нас возвышающими, любезными нашему сердцу представлениями, -- человек хронически избегает.
И третье - надежда... Мы очень часто гонимся за надеждой и не знаем, что она самый большой враг человека... Надежда есть то, что мешает нам увидеть, мешает понять, и мешает начать движение в колодец души...
24. Топология произведения. мужество - в смысле отсутствия надежды, труда - не в смысле рассеянности рутинного труда, а труда как занятия самим собой в себе. И труд этот выполняется посредством того, что строится нечто, называемое произведением: но можно и не называть это именно так, потому что древние, первоначальные формы искусства, храмовые, религиозные, вообще не существовали отдельно, в выделенном виде как произведения искусства, отданные на откуп художникам, специально занимающимся их созданием.
25. Почему Эрос - бог любви стал символом мышления? Любовь для древних была просто выражением человеческого стремления, человеческой страсти, направленной на то, что когда-то было единым. Действительное содержание любовного чувства состоит в стремлении к соединению или воссоединению.



Locations of visitors to this page
Tags: Пруст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments