paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Music:

"Нью-Йоркская трилогия" Пола Остера (3) Содержание

Сюжетные линии ассиметрично расходятся в разные стороны как троллейбусные дуги, соскочившие с электропровода. Симметрия – знак коммерческой предвзятости, ату его.
Всё началось с телефонного звонка. Ошибочного. Позвонили не туда, спросили сыщика Пола Остера и автор детективных романов по фамилии Квинн назвался чужим именем. Именем Пола Остера. Взялся за расследование. Человеку (Питер Стиллмен), которого отец продержал взаперти много лет, грозит опасность: отца выпускают из заключения. Питер Стиллмен страдает косноязычием, его многостраничный и путанный диалог – первое испытание для читателя. Квинн начинает следить за стариком-отцом, входит с ним в контакт. Потом старик пропадает и Квинн начинает следить за квартирой Питера, сидит в мусорном баке, опускается, отпускает бороду. Разгадка ускользает и это сводит Квинна с ума. Он пробирается в опустевшую квартиру Стиллмена, выкидывает одежду в окно, спит голый. С ним остаётся только красная тетрадь, в которой он фиксировал все свои мысли по поводу расследования. Красная тетрадь (так, кстати, называется книга дневниковых записей самого Остера) фигурирует во всех трех текстах книги. Время от времени кто-то приносит Квинну еду, он не видит кто, но ест. Ест и пишет. Таков финал «Стеклянного города».
Вторая часть называется «Призраки» и в ней действует сыщик, которому поручают следить за человеком, пишущим текст и читающим Торо. Сыщик снимает квартиру с окнами напротив, следит за объектом, который читает и пишет, пишет и читает. Постепенно сыщик понимает, что ничего не понимает. В конечном счёте оказывается, что читатель-писатель нанял нашего сыщика, чтобы у него был соглядатай. Сложная система зеркал и отражений. Все персонажи «Призраков» имеют абстрактно-цветовые фамилии – Желтиков, Синь, Краснянский... Всё заканчивается мнимым соединением объекта и субъекта, сыщика убивают. Снова мелькает «Красная книга», объясняя, зачем Остеру понадобились для описания персонажей (их имён) все краски радуги.


Тезис – антитезис – синтез. В «Запертой комнате», третьей части книги, появляются следы и Квинна (который безнадежно исчез) и Стиллмена и многих других. В центре история двух друзей, которые вместе росли и учились. Потом один из них, Феншо, исчез, оставив гору рукописей. Вдова Феншо находит друга детства, ставшего писателем (это «явный» Остер из первой части трилогии), чтобы тот помог определиться с наследием бывшего мужа. Тексты оказываются гениальными, начинается раскрутка новой литературной звезды. Вдова Феншо оказывается ещё лучше текстов Феншо и рассказчик женится на ней, усыновляет сына Феншо, начинает писать биографию пропавшего писателя. Который, на самом деле, не пропал, а спрятался. Многие мудрости – многие скорби: горе от ума – всяк храм мне пуст, всяк дом мне чужд и всё равно и всё едино. Перед самоубийством, Феншо, который сидит в запертой комнате на окраине Бостона, просит о встрече. Оставляя в наследство всю ту же красную тетрадь (составители книги, видимо, в качестве эпилога приводят фрагмент изодноименной книги Пола Остера, относящийся ко времени написания трилогии – «Всё это правда. Как, впрочем, и остальные истории, вошедшие в мою красную тетрадь...») вместо завещания. Разгневанный рассказчик рвёт её на части.


Locations of visitors to this page
Tags: дневник читателя, проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments