paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Mood:
  • Music:

Искусство, искусство,жизнь, жизнь (4)

Пару лет назад привозил Кулика в Челябинск. Устроили выставку, "встречи с общественностью", большую программу. Тогда я "Скотомизацию" и записал. Собственно, для того и вывозил Олега на Урал, чтобы записать. Там Кулик сильно подружился с главным челябинским меценатом Павлом Рабиным. Рабин с выставкой и всем прочим помогал. Помогает до сих пор, изготовляя на своих заводах конструкции для инсталляций Олега. Железо в кубе с Курниковой, конструкции Льва Толстого - это его помощь. Вчера челябинский художник Саша Данилов (лучший челябинский художник, вполне себе уровня парень) прислал мне письмо о буре в стакане воды, который подняла местная общественность по поводу одной газетной заметки. Показательная буря, показывающая, насколько люди разные и по разному подходят к вопросам творчества (ну, да, тут я как Земфира в своей песенке с "Вендетты"). Показательна, оттого и обнародую.

Толстой и куриное "искусство",

или О вандализме в современной российской культуре
Читаем в газете "Челябинский рабочий" от 4 февраля 2005 г. сообщение Айвара Валеева "Толстой и куры" (Челябинский след на Первой международной московской биеннале)". Текст стоит того, чтобы его процитировать дословно.

"Восковая фигура Льва Николаевича сидит у себя в кабинете, а над ним живет своей жизнью настоящий курятник со всеми падающими на голову классика последствиями. Интерьер "кабинета" был изготовлен в фирме "РБ-груп", принадлежащей Павлу Рабину. Он, как известно, давно дружит с Олегом Куликом (несколько лет назад привозил самого классика и его выставку в Челябинск) и, можно сказать, частично спонсировал его проект. Павел Рабин считает, что "Толстой и куры" - очень глубокое произведение, несмотря на его кажущуюся эпатажность. Куры, по его мнению, олицетворяют нас, по сути, несостоявшихся читателей Толстого, которого благодаря школьной программе большинство из россиян знает лишь как "зеркало русской революции". Инсталляция станет завершенной, когда птицы полностью покроют фигуру Толстого веществом своей жизнедеятельности".

И еще. В статье сообщается, что в Музее современного искусства З. Церетели "Кулик впервые в России покажет свои знаменитые проекты, которые он делал за границей. Например, "В глубь России" (совместно с писателем Владимиром Сорокиным): каждый желающий сможет понять, что там, засунув голову под хвост муляжа коровы".

Вот так! Нутро России - коровье чрево, куры олицетворяют наших с вами соотечественников. Россия - курятник, коровник: Какая сила аллегорических образов, какая широта курино-коровьего мышления! Смеем ли мы, представители российской интеллигенции, высказать свое отношение к "творчеству" "самых раскрученных на Западе русских художников"? Рискнем, даже под улюлюканье "всего этого буйства".

Прежде всего, откуда у "русского художника", "классика" (в статье А. Валеева без кавычек) и его челябинского спонсора такая зоологическая, т.е. коровье-утробная и курино-пометная, ненависть к русскому величию, к русским национальным святыням, к вселенского масштаба символам отечественной культуры? В данном случае речь идет о гордости великороссов - о графе Льве Николаевиче Толстом. Истории известно, что его и анафеме предавали, и "зеркалом русской революции" объявляли. Немецко-фашистские захватчики в его родовом гнезде - Ясной Поляне - устраивали конюшню, а в самой Германии сжигали великие книги русского гения: Но вот "самые раскрученные на Западе русские художники" пошли дальше. Они решили в прямом смысле слова изгадить дорогой сердцу каждого культурного человека образ.

Удивительный мы с вами народ - россияне. Автор газетного сообщения отмечает "челябинский след" в эпохальном событии: наконец-то и мы приобщились к "смотру лучшего, перспективного и успешного". Многим классикам мировой литературы с читателями повезло гораздо меньше, чем Толстому. Однако нетрудно представить, как могла бы прореагировать культурная общественность того же Запада на подобные "инсталляции" с фигурой, скажем, Драйзера, Диккенса, Бальзака, Гете или Шолом-Алейхема: Видимо, бессмысленно говорить о том, что уважающий свое отечество и прежде всего самого себя человек не способен глумиться над национальными святынями, что это преступление сродни вандализму. Бессмысленно обо всем этом говорить, потому что отечество и его святыни - не тема для "раскрученных художников". Слишком далеко "засунув голову под хвост" ни в чем не повинной коровы, они вряд ли уже захотят вынуть ее оттуда: раскрутка сразу закончится:

Современных вандалов, оскверняющих памятники культуры, могилы умерших и т.д., власти карают законом, общественность - возмущением и презрением. Видимо, в данном случае рассчитывать на реакцию власти не приходится. Прав А. Валеев, что подобные биеннале - еще и политическая акция, сигнализирующая о "свободе искусства". Попробуй тронь это куриное творение! Но общественности вряд ли пристало занимать наблюдательные позиции. Мы просто обязаны понимать суть данного явления и четко обозначить свое отношение к творцам подобных "произведений" и их "раскрутчикам" - покровителям и спонсорам. А потому вспомним слова печально известного госсекретаря США в 50-е годы, организатора холодной войны с СССР А. Даллеса: "Мы найдем своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, необратимое угасание его самосознания: Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма и предательства, словом, всякой безнравственности".

А может быть, Даллес и иже с ним здесь ни при чем? В погоне за "свободой искусства", за рыночным спросом, за хоть каким-нибудь вниманием пресловутого Запада мы - сами себе приговор?

Н.В. ПАРФЕНТЬЕВА,

профессор кафедры искусствоведения и культурологии ЮУрГУ, доктор искусствоведения,

Н.П. ПАРФЕНТЬЕВ,

доктор исторических наук, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой искусствоведения ЮУрГУ,

С.Ю. ГУРЕВИЧ, проректор ЮУрГУ, доктор технических наук, профессор,

Н.Д. КУНДИКОВА,

декан физического факультета ЮУрГУ, доктор физико-математических наук, профессор,

А.В. ШМИДТ, начальник отдела по внеучебной и воспитательной работе со студентами ЮУрГУ




Не порывать связи со своей малой родинкой. Одна из акций, которую мы тогда с Куликом устроили, безвозмездная передача одной из работ с выставки в Челябинскую областную галерею. Мол, знайте наших. Тогда приезд Олега очень мощно отражали местные СМИ, вышли десятки публикаций (в первом варианте "Скотомизации" я хотел дать отрывки из некоторых статей). Казалось бы,столько сделано, такая работа, а ушло как в песок, и снова тихо и скучно. И снова разговоры про духовность. Каждый раз когда я слышу это слово, меня тянет схватиться за пистолет. Духовность - последнее прибежище негодяев.


Locations of visitors to this page
Tags: Челябинск, биеннале, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments