paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Mood:
  • Music:

Жизнь, искусство (2)

Пару постингов назад, всвязи с новой пластинкой Земфиры, вдруг стихийно выстроился странный ряд - Земфира, Рената Литвинова (как анти Земфира) и Гришковец. Ряд под условным названием "За искренность в искусстве" (была такая историческая статья Померанцева в "Новом мире"). Очевидно, что успех в сегодняшнем массовом искусстве вызывает, в том числе, и искренность. Открытость. Сила Земфиры в том, что она - всечеловек, медиум, пропускающий через себя то, что у всех. Она не мыслитель (не отсюда ли философский фактультет МГУ?), она фиксатор и улавливатель. Строчка "на этих самых разностях построен этот мир" в качестве философского обобщения смешна. Но как бытовое наблюдение она очень верна и даже точна. Земфире веришь и её сила в хроникальности песен. Все же знают, что она зашифровывает в них реалии своей жизни (метаметафорическая метода, кстати), не объясняя их. С кем были эти стрелки в Польше и кто такая Жужа мы не знаем. Потому что искренность не равна открытости. Полной открытости, то есть. А Литвиновой не веришь, она вся такая-сякая деланная и в этом тоже есть извращённая и вывернутая на изнанку искренность женщины-трансвестита, женщины в квадрате, женщины-женщины. Желание нравиться и тд. Гришковец вот тоже синтезирует новую искренность, ищет точки, в которых мы все пересекаемся и которые мы пробегаем в силу их малой значительности. А он подмечает и возвращает. В этом его сила.


Символично, что в тех записях, рядом с Земфирой и Ко, возникло имя Ксении Собчак. Пустого места с раздутым имиджем. Ходячая симулякра. Ксения Собчак и есть предел этой самой новой искренности, заявляющей себя под девизом - да, я вот такая,я, типа могу себе позволить быть такой. Это не "полюбите нас черненькими", это "Бог умер и всё разрешено". Отсюда и ощущение, что всё обязательно плохо кончится.

Мне не хватало какого-то тезиса, который бы замкнул разрозненные мысли в систему. Спасибо газете "Известия". В ней сегодня Дмитрий Александрович рассказывает о своейновой книжке. "Ренат и Дракон" и формулирует, как всегда, поразительно и проницательно. Даже захотелось процитировать: "Искреннее высказывание не пропало, просто оно ушло из зоны серьёзной литературы в сторону поп. Именно по наличию его можно определить то, чем занимается человек. Если у него присутствует пафосное высказывание, значит, он занимается поп-литературой. Важна культурная вменяемость - нужно понимать, чем ты занимаешься..."

Поэтов от сохи, новых Есениных не может быть. Механизм культуры чудовищно усложнился. Особенно после информационного обвала конца века, совпавшего в России с перестройкой. Невозможно создать новое не опираясь на чётко осознаваемый фундамент того, что было. И наоборот - знание (начитанность, ориентированность)добавляют свободу твоим перемещениям внутри текста. Искренность канает, когда тебе нечего сказать.Или когда есть чего, но не знаешь как. Чтобы сказать слово в простоте отныне нужно быть очень изощрённым и профессиональным. Особенно это касается сегодня прозы. Потому что поэзии это касалось всегда.


Locations of visitors to this page
Tags: искусство, музыка, цитаты
Subscribe

  • Слово дня. Саккада

    Процесс чтения с биологической перспективы — это не непрерывное движение глаз по тексту, а быстрые движения глаз, которые называются «‎саккадами»,…

  • Слово дня. Пентименто

    Пентименто - это один из художественных приёмов, используемых художником, когда он хочет внести в своё произведение более или менее значительные…

  • Слово дня. Вёдро и сувои

    Из "Господ Головлёвых", щедрых на старинные, витиеватые слова (одно " умертвие" чего стоит), решил отметить два пейзажных. " И плодовитый сад,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • Слово дня. Саккада

    Процесс чтения с биологической перспективы — это не непрерывное движение глаз по тексту, а быстрые движения глаз, которые называются «‎саккадами»,…

  • Слово дня. Пентименто

    Пентименто - это один из художественных приёмов, используемых художником, когда он хочет внести в своё произведение более или менее значительные…

  • Слово дня. Вёдро и сувои

    Из "Господ Головлёвых", щедрых на старинные, витиеватые слова (одно " умертвие" чего стоит), решил отметить два пейзажных. " И плодовитый сад,…