paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Эфраксис № 8


Lucio Fontana “Concetto spaziale”, 1951, Sammling Benporat, Mailand

Песчано-жёлтый, монохромный фон, на нём ряды точек (крестиков, звёздочек), образующих симметричные и пересекающие ряды – словно бы это вышивка крестиком, вид полей (сверху), засеянных распустившимися одуванчиками, звёздное небо, лишённое облаков и подсвеченное монотонным лунным светом ярче, чем обычно. Некоторые ряды выделены более жирно и обгрублены до точек, другие – едва немечены и представляют из себя крестики. Схема расположения посадочных огней. А ещё – кожные рисунки, дактилоскопии, но не пальца (для этого они слишком разреженны, несжаты), но какой-нибудь затылочной части. Узор вышит в центре и стремится к центру, поля картины пусты, незасеяны.


Плоский фон, плоский рисунок, никакого соперничества, сопереживания – два тихих отсутствия, одна сплошная декоративность, выразительная в своей невыразительности. Чуть позже Фонтана, мученик объёма, начнёт прорывать холсты, буравить в нём дыры и наносить холстам рваные раны, превращая процесс в самодостаточную и отдельную красту, оставляя следы процесса внутри картины, которая, сама по себе, становится сюжетом, смыслом, ничего лишнего, ничего больше.

Что откликается скорбным бесчувствием безвоздушного пространства, схемой чувств, вместо виноградного мяса, иероглифом покоя. Воздух откачен, выкачен, лабораторная чистота, стерильность. «Нельзя дышать, и твердь кишит червями...» Жить внутри нельзя, концептуализм сух, чист, выскобленный, никакой влаги или даже намёка на теплокровность. Рассматривать её нельзя, можно либо медитировать, защищаясь самоуглублённостью, либо отметить про себя считанные (сканированные) коннотации и перейти к следующей картине.



Locations of visitors to this page
Tags: экфрасис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments