paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Эфраксис № 6


Giorgio Morandi “Stilleben”. 1921, Museum Ludwig, Koln

Три предмета (тарелка, сосуд странной формы и рюмка синего стекла) выстроены «лесенкой дураков» по возрастающей. Живописная группа из трёх предметов, притягивающих друг друга своими изогнутыми поверхностями (никакой симметрии) расположена на нейтральном светло коричнево-тёмно-жёлтом фоне. Никаких оттенков: фон дан цельно, целокупно, словно бы воздушное облако, внутри которого и существуют предметы. Свет падает и распространяется с верхнего левого угла вниз и вправо – посуда даёт тени именно в этом направлении. Однако, жёстких, чётких переходов нет, все ненавязчиво и плавно, границы непрорисованы – как у потоков света, так и у самих предметов.

Искусство Моранди – воплощённая меланхолия, малохольность, необязательно с отрицательным знаком. Многие его нартюрморты словно бы залиты полуденным средиземноморским солнцем – когда стираются очертания и границы переходов от объектов к фону и наоборот, а на первый план выходят тени, отползающие назад – вещные, вечные, осязаемые. Слияние предметов и фона, вот что оказывается важным, гармония растворения внутреннего во внешнем, и наоборот. Слияние лишает объекты объёма, словно бы ты смотришь на эти намеренно геометрически упрощённые вещи одним глазом, прищурив второй – то ли от яркого солнца, то ли от лени.

Или же, напротив, безжалостно жаркий день клонит к концу, напряжение зрения падает вместе с дневными температурами, зажгли верхний (искусственный) свет или дрова в камине (летом?). И ни летом, и ни искусственный – свет внутри композиций Моранди самый что ни на есть натуральный. Точнее, его исчезновение, рассеивание имеет характер самый что ни на есть естественный. Ощущение света создаёт, прежде всего, фон (а не тени от предметов, как можно было подумать), активный, доминирующий, несмотря на всю свою декларативную нейтральность. Фон – вот что здесь оказывается самым главым. Несмотря на всю свою монохромность, полустёртость.


Упрощение и плоскостной характёр мёртвой натуры, тем не менее, делает её более самостоятельной, живой. Зачастую монохромные, более всего картины Моранди напоминают кусочки ренессансных фресок, которые ad marginem изображают фрагменты пейзажа или домашную утварь, незаметную, неразличимую, на первый взгляд, но, тем не менее, придающую всему изображённому на них, символическое, религиозное звучание, смысл. Но на больших территориях, все эти фрагменты никогда не играют первой скрипки, однако, маленькая жизнь маленьких людей устроена совершенно по иным законам, по аналогии с «малыми голландцами» Моранди можно назвать «малым итальянцем», с той лишь разницей, что вместо людей у него предметы, точнее, идеи предметов, едва намеченные.
Жанровые картинки из жизни идей предметов.



Locations of visitors to this page
Tags: экфрасис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments