paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Эфраксис № 5


Matta "Jahre der Angst", 1941, Solomon R. Guggenheim Museum, NY

Глаз заскорузло цепляется за любую возможность провести параллели, увидеть подобия. Точнее, не глаз, но мозг: сам-то глаз не думает (?). Искусство всё время пытается изменить правила игры, но, тем не менее, ничего не получается - всем правят подпись и похожесть.

Сюрреализм предшествует абстракции: последняя остановка в пути. Сюрреалистом можно назвать того, кто делает следующий, от фигуративности (литературности) шаг в сторону полной свободы интерпретации. Дали не сюрреалист, он слишком попсов и литературен, Дали вышел из Фройда но не дошёл до Лакана.

Истинные сюрреалисты (сюрреалисты могут быть истинными?) это Клее и Миро, это те, кто не вписываются, кто расположен на особицу - вот тот же Матта. В его картинах что-то мешает нам видеть их как сугубо абстрактные. Возможно, из-за перемешанности нескольких слоёв - как в слоёном пироге.




Густой, мерцающий, бликующий фон (тёмно-синий с вкраплениями жёлтого и белого), напоминающий о космическом, безвоздушном пространстве, который пронзают относительно правильные геометрические конструкции-построения - кресты, ступени к этим крестами, какие-то "самолётные крылья", яйца в разрезе (нижний левый угол) на фоне которых развивается третий уровнь изображённого - всяческие округлости и выпадания из структур. Потому что есть ведь ещё и относительно спокойные, многоцветовые плоскости (жёлтые параллелепипеды, зеленые треугольники, синие ромбы), трущиеся боками о тёмно-синий косм с редкими ярко-бордовыми всполохами.

Вся эта многослойная композиция ассиметрична, подвешенна-подвижна: она словно бы трепещет на космическом ветру, пытаясь обрести точку покоя. И не находит её. Потому что все уровни поверхности взаимопроницаемы. Потому что все они обладают форточками, из которых сквозит потустороннее (потусторонее именно что для данной картины). Всё, одновременно, движется и не движется, и вот это зависание, о с т а н о в к а, превращающая материю в минус-материю, движение - в минус-движение и оказывается главным эффектом Матты, из которого он и сделал вполне узнаваемыый бред-бренд.



Locations of visitors to this page
Tags: экфрасис
Subscribe

  • Эфраксис № 8

    Lucio Fontana “Concetto spaziale”, 1951, Sammling Benporat, Mailand Песчано-жёлтый, монохромный фон, на нём ряды точек (крестиков, звёздочек),…

  • Эфраксис № 7

    Franz Marc “Landschaft mit Haus, Hund und Ring”, 1914, Из частной коллекции Пример прямо противоположного ряда – кубистическая композиция, где…

  • Эфраксис № 6

    Giorgio Morandi “Stilleben”. 1921, Museum Ludwig, Koln Три предмета (тарелка, сосуд странной формы и рюмка синего стекла) выстроены «лесенкой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment