paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Эфраксис № 4


Adolf Gottlieb "The Frozen Sounds, Number 1" Whitney Museum of American Art

...пластическая убедительность... на чём зиждется? как абстрактной композиции стать убедительной?... отнюдь не законы "золотого сечения", но каких-то мыслительных закономерностей... хотя, что может быть убедительнее, чем абстрактный экспрессионизм... абсолют пластического... никакой литературы, как ни старайся вычитать...

...впрочем, без вычитывания литературы не обойтись даже и в случае с абстрактным экспрессионизмом... потому что это вычитывание и есть интерпретация... настолько насколько вычитал... настолько, значит, и прочитал... разгадал... расшифровал...

картина Готлиба - будто бы на двух досках (ощущение дерева принципиально: шероховатый способ покрытия хоста мирволит)... нижняя половина горизонтально "заштрихована" (зеленое и жёлтое оставляют ощущение сплетённых-переплетённых лиан, словно бы ты оказываешься внутри осенних джунглей)... верхняя половина словно бы горизонтальна - белое и неровное образует поле, на котором словно азбука морзе - маленький чорный полукруг - красный большой круг - чорный большой круг - красное тире - чорный маленький полукруг... выстроились в цепочку... люди сверху - в шляпах и при погонах или детях...



... тогда (если предположить, что вид сверху) люди стоят на берегу осеннего озера... в нём отражается природы умиранье... в багрец и золото одетые леса...

...но можно сделать вид, что это не сверху, а изнутри... например... вообще, каков алгоритм смотрения на абстрактную картину? ... нужно ли вообще пытаться свести всё разнообразие элементов к какому-нибудь единому знаменателю... кто в лес, кто по дрова... пытаться смотреть так, чтобы не смотреть: когда зрачки расширены как фары дальнего действия... когда ты ни на чём не фокусируешься... и хлопья единого образа... опадают на дно изнанки затылка... смотреть, словно бы ты смотришь с закрытыми глазами... смотреть, словно бы ты не смотришь, но слушаешь музыку... или думаешь о чём-то совершенно постороннем...

...например о том, как на пляже в прошлом году... ты наступил на какую-то ракообразность... или об именнином пироге со свечами... который тебе никогда не подарят... или о том как ты дрался в пятом классе... единственный раз в жизни...

...потому что... может быть... возможно... вероятно... это есть сколы... осколки твоих мыслей... вот эти самые чорные и красные шляпы и шляпки, вытянутые по струнке... сам ты гриб, грибы... есть те самые свечи на неполаренном именнином пироге... или вспышки ненависти во время драки на хоздворе... возле хозблока...там, где по пятницам (или по четвергам, уже не помню)... собирали и складывали макулатуру... деревья жолтою листвой... блестят в лазури голубой... как вышки ёлочки темнеют... а между соснами бледнеют... то там, то здесь... в листве сквозной.... просветы в небо, что оконца... лес пахнет дубом и сосной...за лето высох он от солнца... и осень, тихою вдовой...

...вот тоже: может, кладбище? медленное умирание логоцентризма... мама-мама, что мы будем делать... мама-мама... что будем смотреть?! чорное им красное на жолто-белом, неровно выкрашенном... халтурщик... маляр-мазила... белое крутится вокруг красного и чёрного... клубится, будто так и надо... а оно так и надо... а потом всё это плавное кружение отражается в тягучей поверхности вод... как в повести о двух городах... эйдосах двух городов... земном и небесном... земном и небесном... земном... слишком земном...



Locations of visitors to this page
Tags: экфрасис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments