paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

135 - 141. Заоконье 2021 года: декабрь - июнь. Вид из окна в Фейсбуке. Ссылки

Традиционная (раз уж это 135-ый ее выход) рубрика ежемесячных видов из окна переезжает в ФБ - почему это произошло я объяснял еще с месяц назад, а потом долгое время собирался приступить к переезду.

Долго запрягал, ну, поскольку для меня это важно: подборки заоконных видов я делал с марта или апреля 2009-го года и это вполне себе дата и протяжённость.

Допускаю, что это каким-то непрямым образом может изнутри изменить восприятие чего-то там (с форматами и жанрами это происходит сплошь и рядом, тем более, что именно соцсети учат нас мыслить и видеть форматами), без чего неосознаваемо не обойтись, вот и медлил.

Между тем, ничего не менялось, а старушки всё падали и падали, падал прошлогодний снег, на наших глазах превращаясь в сегодняшние осадки, вот я и думаю, что теперь этот пост будет переезжать раз в месяц на новую дату, чтобы в конце 21-го, ебж, я бы смог отчитаться о жизни, проделанной за минувший период.

Логично начать с заступа, то есть, с ковидного, високосного декабря.



135. Окно в декабрь 2020: вы заметили как быстро прошлый год отъехал в законченное прошлое? Все так маялись в нём и проклинали его (с моей точки зрения, зря, конечно), что помыслы наши как никогда устремлены вперед - в конец зимы, в начало весны и лета, когда цифры пойдут на спад, обязательно должны пойти и остаётся пересидеть хвостик пандемии, по возможности, самосохранившись, что всё, что было стало мгновенно чужим и ничтожным.

В январе кажется главным восстановить планирование, так как думать годовыми кольцами привычнее всего, а всё прочее сделают вакцинирование, природные циклы, курс доллара и Навальный (уже завтра он прилетает в Москву и это отдельный мой страх), хотя, на самом-то деле, вопрос совсем не в планировании, но в совпадении со своим хронотопом, отлаженным когда раз и навсегда.
Я вот какой год смотрю за своими кошаками - Брониславой и Василиускас: они никогда ничего не планируют, не обладают долгой памятью, завязаны на чёткие алгоритмы и потому чувствуют себя свободно и спокойно, особенно когда сыты.

Снимков кошек, впрочем, не будет, так как рубрика "За окном" подразумевает иное наполнение.
Но, так как в декабре я часто снимал полнолуние, пусть моих кошек заменит Луна.

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4044134062282006

136. Окно в январь. АМЗ. Январь уже из февраля кажется каким-то дальним, отдалённым архипелагом, поразительно, конечно, как мчит наше время: я только напомню, что январь - это когда был Новый Год, каникулы, казавшиеся длительными (но что они в сравнении с пандемическими вакцинациями!) и когда Навальный вернулся, когда люди смотрели кино про дворец и на улицы выходили. Но, оглядываясь, видишь лишь руины собственных воспоминаний, закаты на снимках и узоры на окнах: значит, была стужа и было тепло, и градус прыгал, стекая в усталое самочувствие. Обычно январь - самый спокойный, занесенный сугробами, способ борьбы со стрессом, возможность если не остановиться, то, хотя бы задуматься об остановке.
В феврале повторяется всё то же самое, только дней меньше, а длительность каждого дня - чуть больше и упирается в повсеместное ожидание весны (то есть, смены участи). Словно бы каждый последующий месяц стремится перещеголять все предыдущие разом - и в зонах вечной мерзоты, скорее всего, так оно и есть. Нам же февраль кажется особенно фактурным да фигуристым, особенно на крутом обрыве перед мартом-сентябрём...
...продолжаю вести наблюдения.

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4111223538906391

137. Окно в январь. АМЗ. Февраль стал полюсом холода - надо записать про небывалые холода (на федеральных каналах из окрестили "белым апокалипсисом в Челябинской области", как если очертания циклонов выпиливаются строго по карте) и "беспрецедентные снегопады". Это когда федеральные трассы встали, замерзая, как в кино катастроф, когда снег стоял стеной сначала вертикально, потом горизонтально, наметая сугробы выше, чем в финале "Амаркорда".
В марте вьюги продолжились и снега выпало ещё столько же - и это наш южно-уральский ответ пандемии, начавшейся с бесснежной зимы в столице, чтоб заасфальтировать почти через год ростовыми сугробами периферию. Но про март нам до конца неизвестно, а вот февраль уже сжался до точки, похожей на пулю, до полиса с яркими, надрывными цветами, как с цифрового фото, и узорами на стёклах.
Не помню такой роскоши оконной росписи, которой жалко заканчиваться - вот март и подставил плечо. Метели включили мигрени: пришлось неделями спасаться папаверином и никотинкой, чтобы расширить сосуды, сжавшиеся от холодов. И если в феврале головные спазмы вызывали образ северного сияния, то в марте, который пока еще зимний месяц, четвёртая, если не пятая, серия скандинавского муара на грани отчаянья (непобедимо белого, нежного, снежного, необъяснимо зябкого, зыбкого, стеклянного, оловянного), мигрени вспоминаются как точки разборки - ледяные разводки на окнах, накапливающих концентрированный лунный свет.
Бесконечные ночи и тихие дни: в прошлом году февраль был високосным, в этом же - шириной в плечах не меньше январской. Или, кто его знает, шире даже декабря, ведь если декабрь на январь наскочит, то кто из них кого сборет?

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4205502196145191

138. Месяцы слипаются пельменями, не разлепить. Апрель похож на март, то есть, на то каким должен быть март с лужами и ручьями, март был вылитым февралём. С вьюгами и ветрами. Февраль выдался неотличимым от января, будто это единая равнина снежного наста, без света и границ.
Сунулся в ЖЖ сравнить с тем, как было год назад, а там совсем другой узор сплетения погоды и календаря, помноженный на пандемию и страхи с вытянутыми тенями, вообще ничего общего.

Это сдвиг в восприятии такой, или же в хронологии - погода становится всё более иллюстративной, стараясь не оглядываться назад: ковидные цифры падают, а апрельские температуры растут каждые сутки, без единого снегопада и похолодания, Синусоида ровная, точно сотворённая от руки.
Сегодня попал под тёплый дождь, а это уже совсем другая лига и иное агрегатное состояние. Всё ещё между зимой и весной, но уже в сторону Пасхи, когда опустошённость сменится пустотой, медленно зарастающей юным теплом, первой сытостью.

Март почти до самого конца стеной стоял на месте, а побежал лишь к последней неделе, но зато сразу со всех мокрых ног. Хотя правильнее было бы сказать так: обильные снегопады продвигали март сверху вниз, притаптывая его слоями свежего снега, из-за чего всё это время был посёлок чист и свеж как четырёхзвёздочный отель, где каждый день меняют накрахмаленные простыни.

Первый раз я настолько жалел о сугробах, которым предстоит потерять тургор, своротиться на сторону, почернеть угреватой сыпью, створожиться, стать горбатым сыром, стаять.
Ещё жалел о кристаллических звёздах и огуречных узорах на окнах, которые кажутся вечными, покуда стужа как стража стоит на часах.
И о метелях, похожих на запой, жалел в режиме живого времени: каждая из них могла оказаться последней в году - и оказывалась.

Мало мне, что март похож на февраль, хочется же ещё большей стабильности, как в самом продолжительном перегоне меж двух метростанций, когда точно знаешь: пока поезд мчит, ничего не изменится. Ну, и можно расслабиться, наконец, даже если это тоннель между Автозаводской и Коломенской с внезапным выходом из-под земли наружу.
В промельк высшей реальности.

Кстати, о ней. В марте у меня появилась большая, архетипическая картина. И кто скажет, что она не окно?
В промельк высшей реальности.

Кстати, о ней. В марте у меня появилась большая, архетипическая картина. И кто скажет, что она не окно?

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4287173817978028

139. Окна в апрель обязательно предполагают переживание бледно-голубой эмали: после эмблематичных стихов Мандельштама о "тончайшей тверди" иначе никак. Я ведь с них начинал - и стихи Мандельштама, полузапретного в СССР, и поэзию вообще. А эти апрельские катрены, "в сознании минутной силы, в забвении печальной смерти", еще и в самом начале "Камня" расположены. Следовательно и сами по себе фундаментальное основание, подброшенное кверху.

Основание, в том числе и сознания, архетипической её части, самой что ни на есть формообразующей,. Из-за чего я же годами эти эмблематические формулировки смаковал да во рту перекатывал. Обнаружив однажды проблему: бледно-голубая эмаль свойственна, например, марту больше, чем апрелю, который подвижен и порывист, следовательно, нестабилен и изменчив, калейдоскопически подсвеченный из-за линии горизонта. С той стороны...

...а в феврале, несмотря на ветра в разные стороны (и смещения против привычных, стереотипных фактур ночи и дня времён "нашего детства") прозрачной сини ещё больше, так как длительность дня всё ещё укорочена и, значит, не даёт распуститься бутонам небесных ирисов на все сто. Держит их в узде. В шорах.

Апрельская эмаль зависит во многом от резко увеличившейся длительности дна, пузырящейся избытком коленок, оттянутых на старом, синем трико. Но лично у нас, в посёлке АМЗ, закат совпадает с таким витражным разнообразием солнечной активности (см. ниже), что речь надо вести не о фарфоровых тарелках, а о кусках венецианского стекла, похожих на карнавал.

После "Камня" апрель иначе как эмаль, фон и испод её, не воспринимается. Тот самый случай, когда искусство побеждает реальность и преобразует её. Неправильность и метафорический вывих становятся единственно возможной нормой. Иногда точные языковые формулы из стихов становятся сначала фразеологическими сращениями, а затем обращаются в явления природы, более уже не раскладываясь на фонетические, семантические (и какие угодно) составляющие.

Хороший пример того, как язык выстраивает реальность, а позже достраивает и даже заселяет её. И если хочется со всей наглядностью понять в чем же, собственно говоря, состоит первооткрывательское значение поэзии Пушкина, то пример про "берёзы ветви подымали и незаметно вечерели" вполне хрестоматийный. Методологически корректный, несмотря на разницу в век.

У Мандельштама, впрочем, такого, прицельно формообразующего, много. После Пушкина больше, чем у кого бы то ни было.

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4361794767182599

140. Сокол. Май мой оказался разделён переездом с места на место на две неравные части, из-за чего традиционная рубрика "Вид из окна" пышет неожиданным разнообразием - после полуторагодовалого сидения на одном месте (пытаюсь представить, как эта частная вечность, длинной в семнадцать месяцев, может выглядеть со стороны) вид за стеклом радикально поменялся.

Ничего, как говорится, не предвещало, но аномальный уральский зной, ежедневно загибавшийся за + 30, сменило традиционное весеннее полузамерзание в промозглой столице: дом-склеп, заплаканные закаты, шерстяные причиндалы, двойные одеяла.

Удивленный кондиционер, сутками поставленный на обогрев.
Продукты, резко дорожающие в ожидании первых урожаев.
Архитектурные премьеры конца Ленинградки и её пригородов.

Непонятно, какой из полюсов, холода или зноя, лучше.
Можно сказать, что я убежал от одного, но так и не добрался до любви, застряв где-нибудь посредине.
Вживаясь непонятно куда и во что (лишь с музеями чувствую солидарность), так как после столь длительного отсутствия Москвы уже не догнать.

Новая, вообще-то, для меня ситуация: но я продолжаю вести наблюдения, так как ничего иного попросту не остаётся.

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4455418481153560

141. Сокол. Окна в июнь первый раз за много месяцев (19, если быть точным) полностью закрыты снимками с улицы Усиевича. У нас и сейчас жара, и в минувшем июне тоже такая жара была, лето катилось в июль с таким ускорением, что хотелось выпрыгнуть из горячего киселя куда-нибудь на север.

Июньская жара была аномальной, каждый день била рекорды за все года наблюдений и делала снимки особенно рельефными, контурными.

Нынешний зной хотя и плановый, ветреный, продуваемый, но не менее сложносочинённый.

Правда, горячую воду отключат лишь в августе, но уже сейчас под окнами едва ли не круглосуточно, включая выходные, вовсю идёт никому не нужный ремонт двора с заменой бордюров, перекладкой асфальта, суетой тракторов и укладочных машин, изнасиловавших территорию вокруг всего (!) дома до полного невменяйства. Плюс отит в правом ухе.

Этот вид никогда не будет прежним.
Запомните его таким.

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4566536876708386

Locations of visitors to this page
Tags: окно
Subscribe

Posts from This Journal “окно” Tag

  • 134. Окно в ноябрь. Чердачинск, АМЗ

    Если про ноябрь судить по избранным фоточкам, то он был яркий и разноцветный; всё это от того, что вновь и вновь я охочусь на выпадения и…

  • 133. Окно в октябрь. Чердачинск, АМЗ

    Октябрь начался с особенно густого тумана, плотно стоявшего три дня, а закончился снегопадами, заменившими нам сразу все осенние дожди -…

  • 132. Окно в сентябрь. АМЗ, Чердачинск

    Сегодня пришло две посылки с "Озона", из-за чего я сделал новый заказ (первый том мемуаров Сен-Симона вновь в продаже, а так же…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “окно” Tag

  • 134. Окно в ноябрь. Чердачинск, АМЗ

    Если про ноябрь судить по избранным фоточкам, то он был яркий и разноцветный; всё это от того, что вновь и вновь я охочусь на выпадения и…

  • 133. Окно в октябрь. Чердачинск, АМЗ

    Октябрь начался с особенно густого тумана, плотно стоявшего три дня, а закончился снегопадами, заменившими нам сразу все осенние дожди -…

  • 132. Окно в сентябрь. АМЗ, Чердачинск

    Сегодня пришло две посылки с "Озона", из-за чего я сделал новый заказ (первый том мемуаров Сен-Симона вновь в продаже, а так же…