paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Экфраксис № 3


William Turner “Matrosen beim Verladen von Kohle im Mondschein
Большая группа кораблей, расположенных по правому краю картины горит. Слева есть ещё несколько парусников, но они целеустремлённо плывут вглубь картину к рассвету, который полукругом наступает из глубины, тогда как близкие к зрителю края задымлены, в копоти и в саже. Где к зловещему дёгтю подмешан желток. Снизу – спокойное море, повторяющее рисунок неба, сверху – небо, на котором свет образует нечто вроде арки или длинного, уходящего вдаль (и растворяющегося в свете) свода, мощного, монолитного, как полномасштабное звучание симфонического оркестра.


Мы знаем, что к концу жизни Тёрнер пришёл едва ли не к абстактной манере: сюжеты и изображения становятся всё более отвлечёнными, главные акценты живописец расставляет при передаче внутренних состояний. И в этом путь Тёрнера близок логике развития другого живописца – Клода Моне, чьё позднее творчество (многочисленные «Кувшинки» и «Японские мостики») уже неотличимо от достижений более поздних абстрактных экспрессионистов.

На этом фоне поиски и находки Тёрнера выглядят более сдержанно и острожно. Тем не менее, уже здесь заметен один из главнейших принципов, на которых будет базитроваться абстракное искусство – приоритет внутреннего (невысказанного, непередаваемого) над внешним (конкретным, понятным). Этим Уильям Тёрнер, к примеру, отличается от самого известного мариниста – Ивана Айвазовского, который шёл от фактуры, от попыток передать материю, а не дух. Именно поэтому, работы Айвазовского теперь выглядят более схематично и попсово, они не кажутся глубокими и всеобъемлющими, находясь на уровне голой иллюстративности.

Внутреннее: световая труба, центростремительному движению которой подчинено всё вокруг: чадящие корабли, две лодочки на переднем плане, состояние тревоги и гибельной неизбывности. Небо и море выглядят достаточно схематично, айвазовские красивости и переливы сведены к минимуму, мощь создаётся с помощью пастозно наложенных мазков, именно они и создают ощущение мощного воздушного круговорота, сквозняка-коридора, втягивающего взгляд зрителя внутрь.



Locations of visitors to this page
Tags: экфрасис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments