paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Печерская в ноябре. От оммажей Ансельма Кифера к пастишам Саю Твомбли

Печерская в ноябре




Оммажи и пастиши позволяют спрятаться за крупными планами.

Я понимаю, что это слегка наивно, но, когда я вижу сухие цветы, стоящие по краям Печерской, то мгновенно вспоминаю картины и ассамбляжи Ансельма Кифера, задействующие корявые подсолнухи, мумифицированные маки и прочую "прелесть мая", перешедшую с иное агрегатное состояние.

Для Кифера это метафора и материал материализации воспоминаний, соединяющих "общее" и "частное".

Общая память итожит коллективные символы, растущие из былых времен и дающих нам возможность почувствовать причастность к тектоническим сдвигам прошлого...

Личная память говорит о персональной телесности, частной истории семьи или рода, почерневшего от переживаний.

Хотя главное, что мне нравится в работах Кифера (последнюю монументалку с цветами и страницами свинцовых книг он исполнил для парижского Пантеона) - метарефлексия: все его артефакты про картину (скульптуру, инсталляцию, ассамбляж) как медиум.

Из-за чего искусство для искусство почти мгновенно вспыхивает практический всей историей изобразительного искусства, уводящего корни любого объекта вглубь времен...

...и значит, в центр интерпретации и трактовки, делая экспонат выставки больше и шире себя, при том, что на квадратных метрах Кифер давно не экономит - все его творения, как раз, и предполагают музейный формат.

Который намеренно нарушается асимметрией и даже корявостью, принимаемой через усилие: раз он в музее (или в Пантеоне), значит, в этом действительно что-то есть.

Перекошенность японских гравюр, подхваченная импрессионистами, постимпрессионистами, пастозность экспрессионизма и взрезанные холсты Лючио Фонтана, а также любые другие кружения вокруг жанра картины, ее формата, особенностей носителя...

Грубая фактура, похожая на шкуру - ровно об этом, как и хрупкость (с ужасом думаешь о доле реставраторов будущего - это им сохранять и поддерживать конструкции Кифера на аутентичном уровне).

А потом выпадает снег и сухостой одевается в белые надежды.

Трава и бутоны едва видны из-под покрова, напоминающего белые и обширные поля холстов Сая Твомбли.

Сквозь белизну пробиваются царапины и штрихи, каракули бренных остатков и растения, подсохшие вне их зелёной души, оттиски случайно образовавшихся букв, ландшафтных и почвенных складок, бугорков, отбрасывающих тень на снежное сияние...

У Твомбли корявая асимметрия доводится до абсолюта, до детского росчерка дрожащей рукой с неровными краями, растекающимися по краям: Твомбли учит непреднамеренной красоте, возникающей из случайного стечения обстоятельств.

Красивой может быть даже промасленная газета, в которую рыбу заворачивали: важен ракурс.

Важна прицельность взгляда, знающего, что красоте необязательно быть конвенциональной и уравновешенной, из - как Аристотель когда-то завещал - пропорционального соотношения частностей и деталей.

Новое понимание красоты возникает из-за неактуальности идеи прогресса, которому более не нужно стремиться к постоянным улучшениям, а можно обернуться вокруг того, что уже есть, в поисках подножного корма.

Твомбли, правда, больше всего любил Средиземноморье, Грецию и Рим, вплетая в расплетенные абстракции свои имена богов и философов - первая его работа, которую я увидел в реальности - потолок, почти полностью закрашенный голубым в одном из залов древнегреческого искусства в Лувре, разумеется, символизирующим море, хотя более холстам и композициям его идёт именно белый - цвет нашего моря, нашей бесконечности, состоящей из замороженной воды.

Пресной, при этом.

Твомбли тоже много размышляет о носителе, потому что если текст не рассуждает о своей собственной природе и не решает какие-то имманентные задачи, то объёма и тайны в нём не бывает по определению: тайну создаёт суггестия, ну, то есть, красота самого смотрящего, а суггестия идёт от скрытого "способа существования", в рамках которого автор и творит одно и другое, и третье.

Автор станет великим, если навяжет свой "способ существования" как новый, но единственно возможный.

Безвозвратно расширив возможности другого (чужого, общего) зрения, из-за чего Ротко и Твомбли, Кифер и, например, Мур художники не менее великие, чем Уччелло или Пьеро делла Франческа, изобретшие перспективу.

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Locations of visitors to this page


Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре

Печерская в ноябре
Tags: АМЗ, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “АМЗ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “АМЗ” Tag