paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Александро-Невская церковь в лесах. Оммаж памяти Христо на Алом поле

Храм А. Невскаго




Честно говоря, татлинскую "Башню Третьего Интернационала" нынешний объект напоминает мне больше, чем инсталляции Христо, но очень уж складно и вовремя появились эти леса вынужденной упаковки - как раз когда стало известно о смерти самого известного болгарского художника.

Христо умер в самом начале лета, немного не дожив до ретроспективы в Помпиду, которая открылась уже без него, а реконструкция церкви святого Александра Невского началась чуть пораньше, хотя смерть Христо её словно бы актуализировала.

Хотя почему словно бы?

Христо присутствовал в музейно-выставочном мире не одно десятилетие, его знали и любили по всему свету, однако, не в Челябинске, где совершенно иные представления о прекрасном и об актуальном искусстве.

Летом Христо, с одной стороны, перешёл в плоскость истории мировой культуры, а, с другой, стал достоянием медиа, перемалывающим любые смерти в вещество забвения, которое, при этом, имеет парадоксальное свойство делать человека посмертно более знаменитым, чем при жизни.

В этом, вроде бы, есть что-то от воздаяния, хотя это только иллюзия и справедливость в веществе забвения возникает не на человеческом, но на историческом уровне, то есть, не в синхронии, но в диахронии, поскольку посмертный выплеск всеобщего интереса к только что ушедшему - сумма знаний накопленных человечеством за время всех персональных усилий покойного.

Это эхо и обратка амбиций и тщеславия, набравших инерцию к концу жизни любого великого персонажа, которые внезапно остаются без своего носителя, вот, беспризорные, и гуляют среди заголовков, создают ветер, почти сквозняк соседства по эпохе (а то и по лестничной клетке), а также всех реализованных и нерализованных интенций от любви до зависти, от очарования до разочарования, которые тоже ведь никуда не деваются...

...а если и расходятся то не так, чтобы сразу, но, подобно радиации, выдыхаются какое-то время, самостираясь и постепенно исчезая из памяти народной уже навсегда.

Музей это же не актуализация памяти, но, как раз, мавзолей и усыпальница того, кого почти уже забыли - как в том рассказе Бредбери про покойников, питающихся памятью живущих (чем больше кого-то помнят - тем он материальнее и ярче якобы выглядит на том свете, а те, кого окончательно забыли - исчезают без следа даже в собственном посмертии) и от это жизненно зависимых.

Христо придумал сам этот принцип создания артефакта через упаковку - достаточно простой приём, доведённый им до абсурда максимальной гигантомании.

Да, это теперь, когда технология открыта, она кажется простой, вопрос в том, что до Христо её не было и он её переизобрёл для искусства, банальную, бытовую упаковку, которую нужно было увидеть с этой стороны.

И с этой стороны тоже.

Из-за чего красоты в мире стало больше.

Главные достижения Христо, как кажется, и заключены в расширении возможностей зрения, когда красивым, ну, или, хотя бы, заметным становится то, что раньше оставалось скотомизировано и существовало сугубо в слепой зоне.

Художник - не тот, кто изготавливает красивые предметы (это теперь поручено дизайнерам), но тот, кто занимается инклюзией - расширяет списки объектов, достойных любования, расширяет ментальные и оптические горизонты - вскрывает внутренние связи разных, разрозненных предметов и наших интенций, вот что важно.

Татлин занимался тем же самым много раньше Христо, а реставрация Александро-Невской церкви их вполне объединила на фундаменте архитектурного произведения Александра Померанцева, между прочим, Президента Императорской академии художеств.

Мощная и талантливая основа соединила конструктивизм, эклектику и постмодерн: потому и настоящая, что соединила, смогла, сделала выразительной витриной любой жест, возможный поверх "основного текста".

Любые множественные пересечения горизонталей и вертикалей, да ещё многоярусно сцепленных друг с другом, почти мгновенно отзываются на сетчатке конструктивистскими ассоциациями - проунами, супремами, выплесками абстрактной энергии и сгустками суггестии самых разных архитектурных форм.

Ирония здесь в том, что конструктивист Татлин звал в секулярную утопию, а получил религиозный культ.

Едко, остроумно, смешно.

Так и представил: стоит человек перед строительной площадкой, задирает голову к куполам, почти невидимым под лесами да смеётся до колик.

Ещё больше едкой иронии возможно обнаружить если знать историю города и самого этого здания с постоянно перекраиваемым функционалом.

Только на моей памяти он был складом, планетарием, шахматным клубом и органным залом.

Теперь здесь собор, но, мнится мне, это его не окончательная планида.

В кои-то веки город наш взрастил внутри себя артефакт мирового культурного ландшафта - причём, не робко-подражательный, но вполне самостоятельный и закономерный, подхватывающий эстафету и невольно продолжающий её после гибели Христо от ковида.

Вырастил, да не осознал.

У нас такое случается сплошь и рядом - такая, значит, карма у города и судьба всех его производных.

Ведь, конечно же, затевая оформление реставрации, люди за неё ответственные, вряд ли принимали в расчёт ассоциации к Татлину и, тем более, к Христо - их вселенные не пересекаются с реалиями мирового искусства.

Если и случается поблизости что-то хорошее, то незапланировано и безотчётно: хотели как всегда, а вышло лучше обычного.

Случилось, когда не пытались и не кожилились (словарь разрешает и кажилились), но, в конечном счёте, положились на чутьё; остались сами собой.

Оставаться верным себе - вот что, оказывается, самое важное в искусстве смысла, являющемся главным из всех современных искусств.

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Locations of visitors to this page


Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго

Храм А. Невскаго
Tags: Челябинск, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments