paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Критика погоды (2). Коронавирус в роли искусства. Ворожба с помощью цитат из Шкловского и Агамбена

Наша улица лежит в низине, поэтому все поселковые сугробы, как флаги, льются в гости к нам.

Для понимания погоды мне не нужен термометр: когда тепло – улицу заливают ручьи, питающие туши луж, покрытых ресничной рябью (в моём детстве считалось, что от этой ряби на руках происходят цыпки, способные унести человека за моря и за леса), когда окоём подмораживает – потоки сначала застывают, а после пересыхают, испаряясь в агрегатном состоянии льда.

Точно лёд не имеет обратного хода и не столько тает, сколько испаряется.

Снег сегодня летит медленно и печально, р а з р е ж е н н о – как последние мысли сонного человека перед засыпанием, ледышки под ногой хрустят коралловой крошкой.

Ходил сегодня за соками и кошачьим кормом, наблюдая за собой со стороны как за безусловным героем немотствующего сопротивления.

В «Магните», между тем, совершенно спокойная, деловая обстановка (все любимые продукты на месте, даже рис, гречка и туалетная бумага), а кассирша никак не прореагировала на прочувствованное пожелание здоровья (экономит силы).

Проглотила как должное.
К вечеру привычно усталая.
На бейджике (алое подчёркивание) её «Юля», вместо «Юлия».

Наличие рамы (а коронавирус, конечно же, пример идеального обрамления) превращает любое действие в подобие театральной игры.

Во-первых, для себя, осознающего особость текущего момента и потому окрашивающего любое действие, точно фотографическим виражом, во что-то явно непрозрачное; во-вторых, для пространства, начинающего разделяться на сценографический фон и на авансцену – рабочую площадку протагониста.

Впервые я поймал это ощущение в исторических центрах Италии.

Точнее, в Венеции.

Ещё точнее, на Сан-Марко, образующего идеальную трёхстороннюю декорацию, на фоне которой любое действие (и даже самая случайная мысль) подаются выглядят на крупном плане.

Сейчас в фотографических смартфонах возник режим «портрета», сублимирующего преувеличенную резкость впереди и размывающего (скотомизирующего) всё, что попадает на второй план.

Off-line Венеция даёт точно такой же эффект стихийной, непроходящей театральности, несмотря на то, что фон здесь не размывается.

Как и в Брешии.

Как и в Бергамо.

Как и в Падуе.

Как и в Мантуе.

Напротив, фон их словно бы выталкивает протагониста на просцениум (алое подчёркивание), максимально укрупняя zoom’ом всё, что течёт внутри него и всё, что в нём сейчас изменяется.

Таково родовое свойство семиотически активных территорий.



Сан Марко

Другим полюсом, противостоящим центрам поточного туризма, являются (без какого бы то ни было противостояния) города с минимальной самооценкой отсутствующей (нулевой) рефлексией над собой.

Места, где люди не умеют остраняться (алое подчёркивание) от того, что вокруг, но лишь ходят по одному и тому же кругу маршруту: дом – работа – дом – работа – дом – работа – дом…

дом – работа – дом – работа – дом – работа – дом…
дом – работа – дом – работа – дом – работа – дом…
дом – работа – дом – работа – дом – работа – дом…

Есть версия, что коронавирус лучше поражает людей, способных на остранение и рефлексию (максимально ослабленных мировой культурой и воспитанием), а зоны, никак не проявленные на культурной карте, минует с минимальным количеством потерь.

Болезнь включает механизм индивидуализации – теперь твоё тело отличается от нормального, становится особенным.

Паника возникает из-за ощущения оставленности (алое подчёркивание) человека один на один с собой и своей судьбой.

Одна из причин карантина в многих европейских странах связана с пониманием того, что медицинская система не способна справиться с преувеличенным наплывом больных и отсутствием надлежащей аппаратуры.

Даже если нехватка ещё не накрыла эти страны окончательно, но только планирует.

Люди, кажется, впервые в своей жизни сталкиваются с потенциальной нехваткой жизненно важных предметов, объектов первой необходимости.

Не предметов роскоши и избытка, но аппаратов для вентиляции лёгких.

Этот просос лежит на совести государства, поскольку обычные люди медоборудованием не занимаются по определению.

Ну, а в некоторых странах, таких, например, как Россия, государства попросту нет.

И тогда человек оказывается перед лицом принципиально нерешаемых проблем, стягивающих его в бездонную экзистенциальную яму, откуда уже невозможно выбраться без посторонней помощи.

Понимаете ли вы сударь, когда уже некуда идти?

Состояние “сам на сам” – не каждому доступно, отучились ведь.

Никакого нам импортозамещения (алое подчёркивание) в кратчайшие сроки, понимаешь, не построишь…

Это у меня ничего не изменилось: как сидел всю зиму на необитаемом острове с вёрсткой, так и сейчас сижу, наблюдая реал, в основном, из окна.

За окном опять метель.
И небо - в шапке-ушанке, надвинутой на сросшиеся брови.

Мартовские снегопады бестолковы: кратковременны и разнонаправлены.
Прорежены, но колючи.

Вползание медийных атак коронавируса (алое подчёркивание) совпало с самой бесприютной погодной порой – когда у нас на Урале всё тает и течет, дороги непроходимы, то дождь, то снег, небо низко и сырым-сыро, холодно.

Зябко. Промозгло.

Пусто. Пусто. Пусто.

Причём как сверху, так и снизу; земля обнажена, деревья голы, сады обескровлены.

Грядки, одним боком выползающие из-под сугробов напоминают могилы.

«И погода была неприятная. Небо хмурилось, носились вороны и каркали. Над самой головой Передонова каркали они, точно дразнили и пророчили ещё новые, ещё худшие неприятности. Передонов окутал шею шарфом и думал, что в такую погоду и простудиться не трудно…» (XV, 144)

Огород зимой

Обычно действительность бессобытийна.

Бесцветна: события идут косяком прозрачных рыб, а действия доведены до механистичности, являющейся ещё одним псевдонимом незамечания (подчёркнуто алым).

Так коронавирус вторгается в совсем уже чуждую плоскость, начиная исполнять функцию искусства – то есть, того, что занимает извилины, полностью отсутствуя в реале.

Эпидемия заменяет нам жанры, перестающие работать в современности – трагедию, триллер, любовный роман: все это давно уже буксует, разве что за исключением того, что касается нас непосредственно, вне внятного дискурсивного расчёта.

То, что Джорджо Агамбен величает «голой жизнью»:

«Первое, что явно показывает парализовавшая страну волна паники, это то, что наше общество больше не верит ни во что, кроме голой жизни. Очевидно, что итальянцы склонны жертвовать почти всем – нормальными условиями жизни, социальными отношениями, работой, даже дружбой, привязанностями, религиозными и политическими убеждениями – из страха заболеть. Голая жизнь – и опасность её потерять – это не то, что объединяет людей, а то, что заставляет их закрывать глаза и разделяет их…» (спасибо за перевод и публикацию Вячеславу Данилову и его телеграмм-каналу Philosophy Today)


Голая жизнь на голой земле, лишённой покровов, но покрытой подвижной грязью, постоянно дрейфующей по маршруту: работа – дом – работа – дом – работа.

Про автоматизм восприятия лучше всего написал Шкловский в своём знаменитом «Искусство как приём».

Его автоматизм, между прочим, тоже ведь напоминает странную эпидемию, укоренённую в повседневности, но безжалостно стирающую объекты непонятным каким-то ластиком.

«Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны.
“Если целая сложная жизнь многих людей проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была.”
И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи как
видение, а не как узнавание; приёмом искусства является приём “остранения” вещей и приём затруднённой формы, увеличивающей трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлён…» (63)

Жизнь, лишённая автоматизма, надрывиста, обжигающе дискомфортна, трудозатратна (подчёркивание красным).

Хочется поскорее вернуться в лоно церкви привычки.

Замена счастию она.

Ведь счастье ждёт нас именно на проторённых дорогах.

Подлинная рефлексия всегда первопуток.

Вот почему так много тупых внутри эпидемии перманентного надрыва логично и быстро возникает «остранение» как ещё один псевдоним карантина.

Реальность непереносима сам по себе, а тут ещё и это «купи козу».

Февраль 2020


При постоянной смене погоды все атмосферные фронты подходят над нами, давление скачет (в том числе кровяное) – ещё полчаса назад мело во все пределы, а сейчас, точно с изнанки, вылезло яркое, закатное солнце, несовместимое со снегом и дождём.

Посёлок подкрашен пузырящимся золотом, поджаривающим окоём «до состояния хрустящей корочки».

Примерно на полчаса мир вокруг становится выглядит гармоничным.

Физически, то есть, буквально на себе ощущаю работу этого алгоритма с козой: ведь как нам объясняли «Каникулы в Простоквашино», для того, чтобы от чего-то избавиться, нужно, для начала, это что-то купить.

Когда совсем уже отстал, необходимо ещё сильнее замедлить шаг, чтобы окончательно развиртуализироваться (подчёркнуто алым).

Вот почему всем так нужна сегодня бешено скупаемая туалетная бумага – белый флаг поражения, выброшенный для тех, кто способен увидеть зону тотального поражения и хоть чем-то помочь.

Например, обнять и успокоить.

Тихим, добрым словом.

Приласкать, сказав: «Нам по пути с тобой…»

Кроме того, туалетная бумага связана с гигиеной, а вирус хочется обязательно смыть с тела, избавиться от него под струями горячего душа.

А ещё туалетную бумагу делают примерно так же, как и колбасу, из-за чего актуальные аллегории начинают обладать свойством ползучего лишая.


Locations of visitors to this page

Огород зимой


Критика погоды (1) или Корона самоизоляции. Дневник во время дождя: https://paslen.livejournal.com/2447137.html

Критика погоды (2). Коронавирус в роли искусства. Ворожба с помощью цитат из Шкловского и Агамбена: https://paslen.livejournal.com/2448098.html

Критика природы (3). Коронанарратив на пустом месте. Ворожба продолжается: https://paslen.livejournal.com/2449381.html

Критика погоды (4) и хроники послушания. Коронанарратив в действии и в бездействии: https://paslen.livejournal.com/2452084.html

Коронанарратив Улицы исцелимых или Критика погоды (5): тайные комнаты, иные голоса, чужие миры - https://paslen.livejournal.com/2453994.html

Коронарратив в развитии или критика погоды (6): Вынужденный простой или просто апрельский анахоресис? https://paslen.livejournal.com/2456952.html

Дивертисмент.Тропами изоизоляции. Пост-искусство быть свободным: https://paslen.livejournal.com/2457987.html

Коронанарратив или Критика погоды (7). История первых тюльпанов, сирени, больших и малых театров: https://paslen.livejournal.com/2465660.html

Критика погоды (8) Коронанарратив лета: Выживут только интроверты или Неуловимые формы разрушения: https://paslen.livejournal.com/2471125.html

Критика погоды (9). Коронанарратив эпохи конца пионов: https://paslen.livejournal.com/2473442.html

Ягоды начала ягодной поры. Теперь ждём цветочки. Юбилейный (10) коронанарратив и критика погоды: https://paslen.livejournal.com/2475160.html
Tags: codvid19, АМЗ, дни, пришвин
Subscribe

Posts from This Journal “пришвин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Posts from This Journal “пришвин” Tag