paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

70 кадров Основного проекта Московской международной биеннале современного искусства, открытой в ГТГ

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект




8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

На автопати после пресс-показа я разговаривал с массой арт-критиков, которых давно не видел (приятно было повидаться), сошедшихся в странном единодушии: никто из них не знал, как писать о нынешней выставке.

Изящнее всех выступила АртНьюсПейпаРаша, опубликовавшая репортаж, написанный иностранцем, никак не вовлеченным в местные тёрки, местные же, кажется, до сих пор пребывают в рассеянности.

Московская биеннале, за исключением пары последних показов в ГТГ, каждый раз проводилась в другом месте, постоянно меняя жанр высказывания, из-за чего единственное, что объединяет все эти разные и разностильные выставки, это их непохожесть, возможно, являющаяся главным свойством московской биеннале, хоть как-то корреспондирующей с логикой города, в котором она ещё живет.

Но именно эта разномастность не даёт критической массе выработать какой-то консенсус в отношении к Международной Московской биеннале современного искусства (ММБСИ) и выстроить адекватное к ней отношение, тем более, что все годы своего существования ММБСИ волновало что угодно, кроме своей пользы непосредственно зрителю, к которому она как бы обращается.

На самом-то деле, обращается ММБСИ к начальникам и спонсорам, культурному истеблишменту и всякого рода тусовщикам ("знаковым лицам"), способным обеспечивать видимость успеха, чтобы можно было получить бюджет на следующий двухлетний цикл.

ММБСИ ещё готова учитывать художников, без которых она обойтись не способна, хотя нынешние скандалы и открытые письма участников предыдущей биеннале, которым, кажется (суды ещё идут) не оплатили участие в 7-ой ММБСИ, показывают, что и художники для фестиваля - материя второстепенная и практически необязательная.

Чтобы выйти из-под сотрудничества с художниками, нынешний Основной проект (а 8-ая ММБСИ вся сводится к единой выставке - времена, когда количество экспозиций в параллельной программе вынуждали составлять особое расписание, чтобы успеть посмотреть часть хоть сколько-нибудь интересных проектов, миновали - от списка параллельной программы на сайте нынешней ММБСИ веет тоской как от любой обязаловки, объединивший случайные выставки без какого бы то ни было единого движения) нынешнее начальство кооперировалось с венской Альбертиной, отдав большую часть Основного проекта музейным работам классиков второй половины ХХ века, из-за чего выставка получилась не о том, что планировали.

Думалось ведь, что западные шедевры вступят в диалог с горсточкой специально созданных к ММБСИ артефактов российского происхождения.

Но, во-первых, иностранцы задавили местных авторитетом и выверенной пластикой уже отыгранных сочинений, что показывает, как справедливо отметил Марат Гельман, что Москва окончательно утратила статус центра современного искусства, а, во-вторых, такие готовые музейные экспонаты, даже если и были созданы пару десятилетий назад, противоречат духу и букве биеннального жанра, который про процесс, а не про результаты.

Как бы сделать так, чтобы выставка образовалась и прошла с успехом, но не пластаться, при этом, и не заморачиваться невидимой миру черновой работой?

До последнего времени на официальном сайте биеннале приветствие её Президента Юлии Музыкантской содержало такую фразу: "Мне кажется, что [никто] ничего не делал"

В эту фразу я от себя вставил слово "никто", чтобы мои читатели не думали, что я пишу с ошибками, на самом деле официальное (!) приветствие (!!!) Президента ММБСИ ещё вчера выглядело так (интернет всё помнит):

Приветствие Юлии

Сайт, конечно, можно выправить, а не ошибается тот, кто вообще уже ничего не делает (оргкомитет ММБСИ хотя бы попытался), но как быть со всеми прочими ошибками нынешней выставки?

Итак, Основной проект 8-ой ММБСИ открыли в Западном крыле Новой Третьяковки на Крымском валу (ЗАНТнаКВ).
И это вторая выставка ГТГ, предъявленная в бывшем ЦДХ, помещения которого еще только обживаются музеем.

Как и в дебютной экспозиции Западного крыла, посвящённой Андрею Тарковскому, основной проект нынешней биеннале занимает главный зал второго этажа, остальные пространства бывшего Дома художника стоят пустыми, в них полумрак.

Ну, а там, где обычно проходили основные события ярмарки нон-фикшн архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова, при участии куратора Дмитрия Чернякова (известного оперного режиссёра) построили "Белый город" - выставочный городок, построенный из отдельно стоящих помещений разной геометрической формы.

Эти небольшие выгородки, каждая из них, предназначены для пары-другой артефактов, привезённых, в основном, из венской Альбертины (с недавнего времени, после передачи в неё важных частных коллекций сontemporary art'a, ответственной ещё и за современное искусство) и выгородок этих не так чтоб много.

Основной проект щедро транжирит квадратные метры, из-за чего выставка выходит совсем небольшой и на новизну, мягко говоря, скромной.

Чего не кинешься всего мало - горсть инсталляций, щепоть скульптур, немного живописи и (что, напротив, хорошо) почти нет видео.

Но всего этого меньше, чем нужно для правильной сытости.

Особенно если учитывать работы, созданные специально под биеннале, ведь никакого особого достижения привезти холсты и инсталляции Базелица, Рихтера или Рауха, Балькенхоля (особенно после его недавней ретроспективы в ММСИ), Нитша или Лассинг нет.
Странно, что обошлись без Кифера, но, понятно же, что его транспортировать дорого.

То есть, это, конечно, крутое и дорогое искусство "музейного" и "мирового" уровня, идеально выглядящее в Инстаграме, однако, биеннале мы любим не за это.

Впрочем, все биеннале разные и смысл выставочных проектов зависит от их целей.

Растрачивая, как это принято во всём мире, серьезные бюджеты, кто-то предъявляет "широкую панораму мирового искусства", кто-то демонстрирует приверженность демократическим (или традиционным) ценностям, или же показывает творческие достижение страны или региона.

Задачи московской биеннале всегда были для меня максимально неочевидными.

Поначалу, более-менее важным было не только привести в экс-СССР актуальное искусство, но и как-то его вписать в общее культурное расписание, то есть, институализировать.

И первые международные смотры действительно развивались на фоне отсутствия музеев и больших коллекций, однако, потом ситуация стала меняться - в актуальное искусство "поверили", в нем начали официально нуждаться.

На какое-то сытое время острая надоба в биеннале как бы отпала и выставки проходили по инерции, всё сильнее и сильнее выхолащивая собственное содержание.

Однако, "консервативный поворот" и многолетняя тупая, попросту глупая пропаганда, подменившая госполитику в культуре, вернули современное искусство в область сомнительных ценностей, под "подозрение", поскольку актуальные художники живые и всё ещё какие-то демонстративно неотформатированные.

Институции, связанные с живыми и критическими процессами, стали съёживаться и усыхать вместе с нагнетанием идеологического диктата (сегодня даже власть понимает его полную обессмысленность) и отсутствием в стране живых денег, поэтому две последние биеннале проходят под крылом Третьяковской галереи (а "Документа" - под патронажем Эрмитажа), самых респектабельных федеральных институций, способных придать опасным проявлениям критической мысли флёр музейной беззубости.

Все мы стараемся не замечать этой нарастающей музеефикации биеннального движения, противоречащей духу и букве настоящего современного искусства, так как, ну, понятно же, что лучше вот так, чем совсем никак.

На протяжении всей своей истории, даже в самые лучшие годы, ММБСИ меньше всего думала о зрителях или арт-сообществе, решая собственные экономические и стратегические задачи, поэтому она так и не стала чем-то первоочередным или хоть сколько-нибудь важным.
Содержательным.

Но раньше главные биеннальные выставки, осваивавшие остроумные и новые территории (Винзавод, Башню Федераций, Артплей, первый Гараж, экс-Музей Ленина, да хотя бы и Манеж) хотя бы были про Москву и её культурные потенциалы, теперь же, кочуя из Манежа в ГТГ, биеннале лишилась даже геополитического мотива.

Именно поэтому направлениями и наполнениями основных проектов можно вертеть в любую сторону, в этом году предлагая под видом главной биеннальной выставки хорошую, но откровенно музейную выставку, большая часть которой хранится в одном месте, из-за чего над ней уже не надо корпеть, собирая центральное высказывание из массы самодостаточных пазлов.

Первое, что замечаешь, попадая в "главный зал" экс-ЦДХ - это редкие белые выгородки с именами известных художников на своих фасадах.

Шрифты для этого дизайнер Игорь Гурович выбрал громадные и самые что ни на есть величавые, из-за чего "белые дома" воспринимаются как павильоны отдельных художников - Кузькина с Базелицем или Рихтера, соседствующего с Кошляковым и Марией Суворовой.

Там, где на других биеннале представительствуют страны, регионы, территории или течения, у нас, сами за себя, говорят художники, которые уже достигли максимальных высот известности - в мире (за это отвечают гастролёры из Альбертины) или в стране.

Из-за чего и выходит соревнование немного усталых людей, полностью лишённое энергии или харизмы.
Что-то вроде предаукционной презентации, бизнес-смотра чужих достижений. Завистливого поглядывание в сторону больших денег.

Ну, да, Кошляков, Отдельнов, Кузькин, Пушнитский.
Суворова, Гранильщиков, Бродский.
Буравлёва, Ситникова.
Открытие за открытием.
Сказка за сказкой.

Картины и скульптуры Рауха и Рихтера уже привозили на одну из предыдущих биеннале, проходившей в Артплее, но там нынешних классиков вписали в густой замес лабиринта, казавшегося бесконечным.

В лабиринт свежайших, только что из мастерской, работ, из-за чего они не солировали, хотя и стояли, за-такт, на самых броских местах.

Как и Кошляков, который, кажется, поучаствовал во всех московских биеннале.

Как, впрочем, и Бродский.
Как, быть может, и Кузькин, мемориал которого с фигурками, слепленными из хлебного мякиша, да еще и в соседстве с двумя огромными холстами Базелица (может быть, новация в том, что один из них висит не вверх тормашками?), пожалуй, лучшая находка нынешней экспозиции.

Хотя именно эту многодельную инсталляцию Кузькина я тоже уже видел, кажется, на "Фабрике".

Всё здесь придумано так, чтобы ни в коем случае не выйти за рамки музейной оцепенелости и не сделать, хотя бы ненароком, какое-то, даже робкое открытие.

И это уже высказывание политической породы.

Из-за того, что на выставке основного проекта пусто и даже пустынно (меньше искусства - больше кислороду и заныканных денег?), на передний план вылезают явления, которые нужно было бы таить где-нибудь на антресолях.

Напротив центрального входа находятся три комнаты с артефактами, бросающимися в глаза в первую очередь.
Само приоритетное расположение делает их главными.

Павильон "Лейла" принадлежит художнице, по совместительству являющейся дочкой президента независимого Азербайджана.
Напротив "Лейлы" находится павильон другого азербайджанского художника Орхана Мамедова, демонстрирующего инсталляцию с ковром, постоянно меняющим свои узоры.

Схожую работу я видел в Азербайджанском павильоне Венецианской биеннале году в 2013-м, когда дружественная нам страна украсила все свои выставочные помещения, от пола до потолка, бесконечным ковровым потоком.

Но и это не все: напротив павильонов "Лейла" и "Орхан Мамедов" разметили инсталляцию ещё одной явно непростой девушки Халла бинт Халид из Саудовской Аравии.
Коллеги говорили мне, что она тоже принцесса.

На предъявлении выставки журналистам сегодня не было ни комиссара биеннале, ни куратора проекта, ни директора музея, зато толпами ходили мужественные азербайджанские мужчины в дорогих костюмах и с рациями - свиту Лейлы возглавлял Полад Бюльбюль Оглы, но не как композитор и певец, а как министр культуры.

Сама инсталляция Лейлы - высокотехнологический аттракцион с зеркалами в духе Кусамы, только не такой цветастый, а, что ли, монохромный и с душеподъёмными проекциями (видео, кстати, - в ФБ у Марата Гельмана).

Но именно это восточное великолепие, встречающее зрителей у самого входа, задаёт предвкусие всей прочей выставке.

Если искать её смысл - то он как раз вот в этом: и рыбку съесть, и в море искупаться.

Ну, и чтобы за эти морские купания с рыбной ловлей в мутной воде никому ничего не было.

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

Locations of visitors to this page


8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект

8 Московская биеннале современного искусства. Основной проект
Tags: ГТГ, биеннале, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “биеннале” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments