paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Выставка "Константин Истомин. Цвет в окне" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи

Истомин в Инженерном корпусе




Истомин - это ведь, прежде всего, тот самый художник, который людям лица не рисовал.
У его моделей посредине головы чаще всего какая-то стылая экспрессия, но не как у Бэкона, словно бы пытавшегося поймать движение живой плоти - фигуры Истомина более чем интровертны и развёрнуты в сторону тотальной схематизации, в идеале стремящейся к состоянию иероглифа: с одной стороны, это плоть усыхает (никакой жизнерадостности: тела, особенно женские, влачат существование), с другой - чем дальше в совок, тем меньше индивидуального.

Тем осторожнее ступает формализм, смотрящий в сторону Средней Азии (ну, ещё и Армении, где Истомин чуть ли не совпадает с Мандельштамом), из-за чего, на монографических выставках Инженерного корпуса про ХХ века, который раз повторяется один и тот же жизненный сюжет, превращающийся в клаустрофобическую катастрофу: борзое начало в среде авангардистов-модернистов, долгие тёрки с советской властью, которая сначала терпит формалистов, а, затем, полностью теряет чувствительность.

Поездки в Европу юношеской порой, а в зрелости - Кавказ и Крым, дикими и необузданными формами своими, прикрывающими фовистский срам: Истомин, кстати, и не скрывал зависимости от Ван Гога, автопортрет которого висел у него в мастерской, и увлечённости Матиссом, который и помог найти художнику дорогу и иероглифам, обрамленным яркими, порой, кричащими цветами.

Люди со сломанными жизнями и хребтами, осторожные даже за закрытыми дверьми - то, что теперь хранится в Нукусе, показывает, что таких живописцев, вообще-то, были сотни и хорошо, если от кого-то осталось по паре картин.

Вот как выставка Рублёва 2003-го года в этих же залах, или же Древина, или ещё кого-то: единство экспозиционного места работает на цикличность в нашем восприятии, когда разные совершенно художники оказываются типологически увязаны биографическими обстоятельствами, связывающими их по рукам и ногам.

Истоминское наследство богато и до сих пор кочует из рук в руки, так как на самых видных экспозиционных местах в Инженерном корпусе висят раритеты из коллекции галереи "Ковчег", кураторы которой, собственно говоря, и подготовили эту ретроспективу.

И, пока картины и рисунки не обрели музей, кажется, что дух художника не успокоился, но всё ещё жив, мечется и ищет волшебную формулу летучих соединений, из которых, порой, порождается, извините, таинство живописи.

Меняя лица на лики, Истомин предлагает искать и находить индивидуальность не в портретном сходстве, но в обобщённых изломах фигур, их искажённых пропорциях и болезненных изгибах: тело говорит, а не глаза, губы и нос, само туловище становится формулой неповторимости.

И в этом смысле (и во всех других) апофеозом трёхчасной экспозиции становится последний, камерный зал, предназначенный для графики и подготовительных листов.

На выставке Истомина его отдали циклу изображений танцовщицы Лидочки, что танцевала в кабаре, пока не повредила позвоночник: боль вышла наружу и сама стала телом - фигуры Лидочки (несколько её больших портретов висит ещё и в центральном зале, сразу же за основной выгородкой с тремя вариантами эмблематических "Вузовок" у большого окна - лица их тоже сложно увидеть в намеренном контражуре) оказываются символом не только всего творчества Константина Истомина (посмотрите, какой у его бронзового портрета округлый воротник, который, вроде бы, и свободен, но, одновременно, и удушлив своей непрерывностью), но и "политики телесности" предвоенного десятилетия.

Причём, не только в искусстве, разумеется.

Лидочка так страдала, что не могла сидеть или стоять, иногда Истомин изображал её лежащей, после переворачивал лист и тогда начинало казаться, что Лидочка стоит.

"Вузовки", конечно, чудесные, причём больше всего мне нравится не "основной" вариант из Третьяковки, но "правый" из собрания Инны Баженовой, хотя самое интересное на ретроспективе - это отношения Истомина с покалеченной танцовщицей, которую он исследует какое-то время в конце 30-х, а потом портреты и изображения Лидочки исчезают без какого бы то ни было намёка даже в статьях каталога.

Только лицо Лидочки Истомин прописывает с особенным тщанием.

На лицо Лидочки Константин Николаевич обращает внимания больше, чем на её тело, тактично оформляемое со сдвигом в схематичность, условность, задрапированных юбками и накидками.

Если вы пойдёте на выставку, то увидите, что её узкогубое лицо с древнеегипетскими глазами-щёлочками, крупный, прямой нос, щеки-яблочки, правда, не наливные, но почти всегда бледные, самый запоминающийся образ его жизни.

ЗЫ. Да, под выставкой Истомина, этажом ниже показывают "Дар Олега Яхонта", которым можно догнаться, если не хватило биографического романа про Истомина.
Однако, делать это перед ретроспективой Константина Николаевича нельзя ни в коем случае, глаз замусорится.

У музейщиков и галерейщиков собственные резоны, а у зрителей они свои.

Но здесь я, ради разнообразия, разбавил картинки, сделанные на третьем этаже, фоточками со второго, очень уж выразительные тени дают скульптуры Яхонта и мастеров из его коллекции.

Заходной снимок с лицом - как раз из них, к выставке Истомина он не имеет никакого отношения, напротив, противостоит ей своей подчёркнутой тщательностью передачи черт человеческого лица, с которым, по всей видимости, тоже уже случилось что-то непоправимое.

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Locations of visitors to this page


Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе

Истомин в Инженерном корпусе
Tags: ГТГ, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments