paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Туман в сентябре. Чедачинский оммаж Джойс Теннесон

Туман сентября




По странному стечению ассоциаций, вспомнил сегодня о фотографе Джойс Теннесон, искусство которой вдохновляло меня лет двадцать назад, на самой заре сетевой эры, ещё тогда, когда я сам не снимал, но считал, что если бы фотографировал сам, то делал бы что-то подобное Теннесон.

Меня тогда увлекали её женские портреты, бархатистые и будто бы немного акварельные, словно бы немного приплющенные (лишённые объёма и глубины), до того декадентские (хрупкие, ломкие, ориентальные), что практически лесбийские - я ведь тогда ещё не догадывался, что женское искусство стоит (должно стоять) на своих собственных основаниях - струящихся полутонов, более похожих даже на воздух, чем на воду...

...на воздух с привкусом органических соединений внутри: бледно-розовых, жёлтых (Теннесон обожает сепию и обрабатывает снимки так, чтобы они напоминали, ну, например, дагерротипы), голубых, лиловых и прочих, нестойких соединений...

Потом были серии с деревьями, выдержанными (вымоченными, законсервированными) в песчаном мороке, а также несколько альбомов со стариками, которые Вадик Темиров привез мне, подарками, из Америки, так как Теннесон мыслит книгами и выставками, по-американски серийно.

Это сейчас ей 74 и два месяца назад она получила какую-то премию, но старики и старухи, пеленаемые виражами и подсветками, скрывающими распад и тление, нравились ей, видимо, всегда - как процесс перехода живой природы в неживую и обратно (за два года видео о деревьях на её сайте посмотрело 12 человек, я был тринадцатым) - первые впечатления от женских фоточек были сугубо физиологическими: мне казалось, что они запечатлевают процесс таяния барбарисовых карамелей во рту.

Первые ассоциации с прерафаэлитами были неверными - чужеземным фотографам нельзя навязывать свой, то есть, внешний контекст, подобно вешним водам, они текут всегда из имманентности в имманентность, собирая по дороге органику местных влияний, и это почти закон: синтетический стиль Теннесон следует выводить из американского модернизма, скупого и жилистого, крайне прагматического и заходящего в метафизику совсем с другой стороны, нежели в Европе.

Но я уже давно понял, что подхватил вирус этой бархатистой расплывчатости строгих форм, обволакивающей ситуативную резкость, что и сам пытаюсь делать нечто подобное, из-за чего туманы переделывают ландшафты лучше всяческих фильтров, и как потребитель (всё в том же Инстаграме) ищу схожее дамское рукоделие с розоватым исподом.

Помню в своем советском детстве одну телевизионную (чёрно-белые, псевдосатирическую) сценку, в которой юмористы (Штепсель и Тарапунька? Карцев и Ильченко?), которые обсуждали, что женщины всё видят иначе, даже самые обычные цвета.

После этого (мы жили тогда в Уйске, то есть, мне было не больше пяти) я решил проверить достоверность того, что говорится в телевизоре, задав маме пару тестовых вопросов: это зелёный? А это синий? А это какой цвет?

Среди дальтоников, встреченных мною по жизни, впрочем, мужчин было больше, чем женщин, ну, или дамы не признавались в этой особости.

В прошлый раз я писал в ЖЖ о Джойс Теннесон 17 лет назад, предыдущий туман снисходил на посёлок накануне нового года: https://paslen.livejournal.com/126009.html

Туман это всегда благодать, с которой можно совпасть, Москва лишена туманов, а вот дома они ещё случаются - редко, но метко, будто какое-то уникальное отклонение от расчисленного расписания.

Редкое, но доступное, в которое ещё можно попасть, если приложить усилия: рано встать, выйти из дома и начать охотиться за взвесью, предполагающей смену погоды.

Мне не хотелось идти на улицу, было лениво, но я себя заставил и побежал на окраину слободы, покуда папа собирался на работу.

Возвращаясь из рощи с ногами, мокрыми от росы, я столкнулся с папой в дверях, он уже выходил из огорода.

Туман - случай сырья, позволяющего снимкам выглядеть обработанными, то есть, не сырьём и заготовкой, но уже готовым высказыванием, имеющим автора.

Поскольку снимки имеют дело с "правдой жизни", авторство их важнее, чем в живописи, где изначально понятно, что надо картиной трудился художник.

Музеи начинаются с экспликации: табличкам мы уделяем внимания больше (!), чем самим экспонатам - обычно мы доходим до них через разум, а не через чувства, это закон восприятия такой.

В фотографии важность закадровой информации возрастает многократно.

Так как снимок - это, если по Барту, послание без кода, то код автоматически (мы не умеем читать изображения без кода, чтение это и есть восприятие кода, языка, системы знаков) берётся зрителем из контекста.

Одни и те же облака, сфотографированные Хэмингуэем (почему им?) и его проводником, таким образом, будут иметь совершенно разное содержание, так как за снимком Хэмингуэя автоматически выстраивается весь бэкграунд им написанного и сделанного, все коннотации, с ним связанные в нашем сознании.

(Теперь мне кажется понятным, откуда в моих фотографических подборках берутся всёразрастающиеся сопроводительные тексты, что мне не нравится: вызванные сугубо техническими задачами отбивки в "верстке" поста в ЖЖ и в ФБ, где буквы предпочтительнее тэгов, они уже давно стали основой моего дневника, в которой впроброс проговаривается самое интересное)

А у Джойс Теннесон ещё и такое емкое, литературное имя!

Зная своё, изначально присущее мне как совку,рабство фонетики, я бы, суди себя со стороны, был бы уверен, что, в увлечении этим искусством, имя (этикетка) первичнее изображения, но, как показывает запись 2002 года, все было ровно наоборот.

Совсем как в тумане, где естественное освещение работает чётче и лучше любых фильтров.

Впрочем, играясь с самыми разными редакторами и фотографическими приблудами, я уже давно осознал, что самые лучшие цветовые и контрастные режимы - естественные и натуральные: ковыряешься в гаджетах, выставляешь индивидуальный эквалайзер, а потом вновь возвращаешься к норме.

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября



Locations of visitors to this page


В одном из старинных интервью Алексея Германа, опубликованном почему-то "Вопросами литературы", говорилось, что первые кадры "Хрусталев, машину" являются экранизацией и инсценировкой стихотворения Пастернака, я даже помню какого, хотя приводить его здесь не стану, чтобы не отвлекаться.

Герман объяснял, что пытался достичь на плёнке состояния рыхлости снега начала 50-х, подсказанное ему стихами...

Сны перенести на экран невозможно - ведь они слепок внутренней, до-языковой реальности, то самое сообщение без кода, что обретает смысл вторичной обработкой, а вот стихотворения можно, как раз, так как они и есть код в развитии, код в послании другому человеку.

(интересно, конечно, было бы посмотреть на стихи, не учитывающие читателя, но, кажется, я знаю много таких)

Самый интересный вопрос тут - что же лежит в основе сна, который моделируется фотографом на своих снимках - вот как, например, в этой подборке, исполненной с помощью тумана?

Меня не оставляет ощущение возвращения (желания вернуться) к какой-то первосути, лежащей в основе конкретных поисков.

Когда, преодолев лень, я отправился ловить моргану, внутри которой рассеивались и вновь заваривались осенние цвета и цветы, что, на самом деле, я ловил и что ловилось?

Какое стихотворение, учитывая повышенную семиотическую емкость имени и фамилии Джойс Теннесон?

Не дает ответа и никогда не даст, поскольку результат - это всегда что-то третье.

Скажу только, не раскрывая конкретики, что желтый дом (здание, ставшее жОлтым только этим летом) занимало в моей детской мифологии важнейшее место.

Хотя я никогда не был внутри этой школы...

...потому, может, и не был.

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Туман сентября

Папа в тумане
Tags: АМЗ, одиночество, фото
Subscribe

Posts from This Journal “фото” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments