paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Первая симфония Шостаковича


Шостакович, несомненно, зимний композитор, простуженные альты, разгорячующая саму себя медь; в морях его симфоний невозможно купаться. Можно только ходить задумчиво вдоль берега, любоваться приливами и отливами. Увидеть вдруг во всеобщем движении единичный объект и замереть на мгновение, удивиться. Ты приехал к морю в несезон, у тебя есть несколько тактов-дней, чтобы потратить их на мысленные мысли.
Сравнение с морем – самое работающее: мощная махина саму себя крутит, вертит, каждая волна приносит свой поворот темы, антитемы, тезиса, антитезиса. Синтеза не будет: не тот коленкор, не та эпоха. Каждая музыкальная фраза порождает свои собственные квадратные скобки, трансцедентальную редукцию и эпохе. Ничего не утверждается, всё смывается как следы на прибрежном песке, да, именно, это новое знание о человеке, о слоистости его слюдяной души.


Ехидца интонаций прорывается с первых тактов, искривлённый, безгубый рот – призрак злости. Позже это превратится в хроническую мизантропию, фирменный приём и символ противостояния – чему? И с кем прошли его борения? Все времена одинаковы, не чума, так холера.
Традиционный музыкальный хронотоп подвешен на верёвки. У 19-летнего вундеркинда ещё маловато силёнок, чтобы противостоять традиционному долгозвучанию и неизбывности тем (слышишь, пробежала лунная дорожка фортепианных россыпей). Отголоски всей музыки сразу – от Бетховена до Чайковского («Щелкунчик», прослушанный в горчечном или пьяном бреду) и могучей кучки слышны, это музыка вообще, музыка по определению, не фундамент, но лиловое облако; бесформенный комок теста (именно потому, что формально – наиболее выстроенный, отстроенный, в сравнении с другими, последующими) c округлыми краями-виражами, завивающимися словно бы локоны – там, где в «традиционном» опусе мелодия продолжается до своего логического завершения, здесь она уводится в полутона, ну, да, закругляется, подчёркивается полутонами, чтобы закончиться вот так, на полуфразе, не взрывом, но всхлипом, (cлишишь, слышишь, ещё одну серебрянную россыпь?) методичное выхолащивание логики и причинно-следственных связей.
И это создаёт эффект неожиданных солнечных лучей, внезапно пронзающих ватную толщу.



Locations of visitors to this page
Tags: НМ, Шостакович
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments